Толкование молитвы «Отче наш» от митр. Антония (Паканича). 7-я часть. Прошение «И не введи нас во искушение»
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:
Каким бы ни был грех, по замечанию святых отцов, он всегда имеет одно начало – искушение.
Что такое искушение? Искушение – это всё то, что может соблазнить нас, подтолкнуть ко греху. А где можно встретиться с искушениями? Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, отвечая на данный вопрос, предупреждает: «…Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16). Таким образом, тот мир, который мы видим вокруг себя, и есть источником искушений, потому что, по словам того же апостола Иоанна Богослова, «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19).
Является ли мир сам по себе злом? Вовсе нет. Ведь всё, что мы видим, создано Самим Богом и по природе является благим. Однако некогда в истории нашего мира произошла катастрофа: человек, сотворенный Богом для вечной жизни, отвернулся от Своего Творца и нарушил Его заповедь. Этим поступком человек оторвал себя от Бога и обрек себя и весь мир на распад и тление. Таким образом, однажды будучи впущено в мир, зло стало развиваться в нем и совершенствоваться. Именно поэтому мы и просим Бога уберечь нас от искушений. Святитель Тихон Задонский замечает: словами: «не введи нас во искушение» – мы молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушений мира, плоти и диавола. И если мы даже и впадем в искушения, то надеемся, что Бог не попустит нам быть побежденными ими, но обязательно поможет преодолеть их.
Бесспорно, искушение приходит к человеку от диавола, однако последний не имеет над человеком абсолютной власти, но действует лишь в той мере, насколько ему это попущено Богом. Именно поэтому священномученик Киприан Карфагенский пишет, что Всевышний дает власть диаволу испытывать нас по двум причинам: или в наказание за наши грехи, или для славы, когда Бог видит, что мы сможем, подобно Иову, вынести искушения диавола. В связи с этим святитель Василий Великий замечает: Бог по особенному Своему домостроительству предает нас испытаниям в той мере, насколько мы к этому способны.
Бог, конечно же, злом никого не искушает, потому что зло и Бог – понятия несовместимые. Он только попускает тем или иным искушениям сделать нас духовно крепче. Однако преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же, получая от Бога Его благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не в качестве мести, а чтобы мы на опыте, пусть даже и горьком, могли убедиться в собственном бессилии перед грехом и вновь обратились к Нему за помощью.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ Митрополит Бориспольский и Броварский Все публикации автора »» |