Митрополит Антоний: Толкование молитвы «Отче наш»

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

В последнем прошении молитвы Господней мы просим Бога избавить нас от лукавого. Кто такой или что такое «лукавый»?

Славянское слово «лукавый» по своему смыслу противоположно слову «прямой». Вспомним, к примеру, такие слова, как лук или излучина. Таким образом, лукавый или лукавое – это нечто кривое, искривленное, испорченное. В молитве «Отче наш», как и в других местах Евангелия, «лукавым» назван не кто иной, как диавол. Ведь диавол изначально был сотворен добрым и светлым Ангелом, но, отпав от Бога, исказил собственную природу. В силу этого и любое его действие также стало искаженным, то есть лукавым, неправильным.

Рассуждая над последними словами молитвы Господней, святитель Иоанн Златоуст замечает: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань».

Но почему в молитве мы просим избавить нас только от диавола, а не и от тех людей, которые нам кажутся также плохими? Потому что плохих людей не бывает. Каждый человек – образ Божий, который из-за тех или иных искушений сам становится проводником в этот мир зла. Но человек, в отличие от диавола, может измениться, покаяться и стать лучше. Именно поэтому, по словам святителя Иоанна Златоуста, Спаситель не сказал: избави нас от лукавых, но от лукавого, тем самым научая и нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол.
 

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение