Юрий Скиба: Бидончик… веры?

Столь шокирующее, на грани святотатства предположение невольно пришло на ум от суровых, горьких, но предельно честных Богоявленских наставлений митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки «Христос посреди нас, дорогие мои читатели!..» («ПиВ». 19.01.2021).

МОЖНО ЛИ «СМЫТЬ» ГРЕХИ МОРЖЕВАНИЕМ?

Право же, не часто встречаются поздравления иерархов с великими религиозными праздниками, более схожие на… обличения своей паствы за недостаток, а то и  искажение веры. Тем не менее, трудно не согласиться с Его Высокопреосвященством касательно необходимости ВСЕГДА, даже на святки, резать прихожанам правду-матку в лицо, сколь бы малоприятной она ни была. По благостному примеру Спасителя, не занимавшегося дипломатическими ухищрениями, дабы «понравиться ученикам» либо «умерить неприязнь оппонентов – фарисеев, саддукеев, книжников». Вспомним, пожалуй, самую распространённую Иисусову характеристику, даваемую  тем и другим: «Ли-це-ме-ры!» Ибо истинная боговдохновенность и суетное лукавство, а тем паче сознательное прикрывание сугубо мирских интересов дымовой завесой «веления Свыше», – прямой путь в лапы к Главному обманщику и искусителю…

Так вот, невозможно отрицать тот непреложный факт, что  приобщившиеся к Крещению Господню руководствовались весьма разными мотивами: «Кто-то спешит в церковь для того, чтобы набрать святой воды от сглаза, порчи и для «чистки» квартиры. А кто-то идёт в этот день в храм, чтобы стать свидетелем Богоявления, принять участие в пире веры и порадоваться тому, что Бог приходит в мир для того, чтобы спасти каждого из нас».

Это же касается и любителей так называемой духовно-физиологической закалки, «спешащих погрузить своё тело в холодную ледяную воду, будучи уверены, что этим они каким-то образом «омоют» грехи… Хотя моржевание ещё ни одного человека не ввело во врата рая. Туда вводит покаяние, смиренное несение креста и жизнь по Евангелию. Никто ещё не смог избавиться от действия злых духов только с помощью святой воды, не очистив предварительно от зла собственное сердце».

ХЛОПНУТЬ БОГА ПО ПЛЕЧУ…

Как точно и ёмко выражено сущность псевдодуховности, ставшей, увы, массовым явлением нашей суетной действительности! Что, безусловно, требует адекватной реакции противодействия ТАКОЙ «мягкой» профанации христианства. Иначе неизбежно придём к «западным стандартам» религиозности, превращённой в разновидность легковесного шоу, где Посланцу Неба отводится водевильная роль суперзвезды. Небось, помните скандально известную одноименную рок-оперу, ставшую в «цивилизованном мире» этаким стандартом отношения к Высшим Ценностям. Чего же тогда поражаться стремительному падению нравов? Там, где алтарь превращается в сцену лицедейства, а Богочеловека можно по-приятельски хлопать по плечу, нечего рассчитывать на покровительство Творца…

Умаление же истинной веры  в наших душах начинается именно с таких «мелочей», как упомянутое владыкой «освяченное» моржевание. Ваш покорный слуга стал невольным свидетелем того, как служительницу местной православной церкви Успения Пресвятой Богородицы буквально измучило в Крещенский сочельник, казалось бы, благостное интересование по мобильнику земляков: «Когда освящается вода?» Подумалось: неужто наш народ, наконец, опомнился и готов покаяться Господу?

ВЕРОВАЛЬНЫЕ «МОРЖИ»

Но, похоже, вопрошавших занимала НЕ САМА служба и возможность приобщения к Божественному промыслу (что естественно для искренне верующих), а материальный результат –дармовая панацея от всех хворей. Не о том ли с болью в сердце высказался на предпраздничном телеэфире настоятель одного из киевских храмов? Мол, есть некий тип «прихожан»,  посещающих церковь раз в год – «за водичкой». Смею лишь уточнить, что сего «типа» едва не БОЛЬШИНСТВО из земляков, пришедших к Дому Господнему в минувшее Святое Богоявление.

Хотя ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ воскресные службы регулярно посещают считанные единицы… Что, признаем, ТИПИЧНО для всех регионов. Да, в этом «коронавирусном» локдауне малолюдье церковных литургий – вынужденная мера самозащиты от губительной хвори. Но ведь и раньше, до карантинных ограничений указанная тенденция была той же. Как правило, основная масса пилигримов сразу рядами выстраивалась со своими баклажками  по подворью, очевидно, не считая нужным предварительно помолиться, покаяться  перед святыми образами, дабы ЗАСЛУЖИТЬ нисходящую Свыше милость.

Стоит ли опосля роптать, ежели целительного проку от  «водички» будет не более, чем от взятой прямо из-под крана? Сказано же в Библии: «Вера без благих дел мертва». А мы не затрудняем себя и такой малостью, как навещание своей духовной обители даже по великим религиозным праздникам… Более того, таинство водного Крещения сплошь и рядом превращаем в разновидность ритуально-развлекательного окунания, проходящего не в самоуглублённом отречении греха, а, скорее, для околодуховной физической  закалки. Грустно. Ей-ей, грустно от ПОДОБНОГО «возрождения  духовности»…

 ГДЕ ВАША ДУША?

Ну, а каков дух, таковы и общественные нравы. Даже украсившись для всеобщего лицезрения витиеватыми крестиками-кулонами (вопиющее святотатство, поскольку ВЕРОВАЛЬНЫЙ нательный крест не предназначен для постороннего глаза!), в мыслях и делах своих всё чаще преступаем ведущую Божью заповедь: любить ближнего, как самого себя. Не знаю, как вам, мне же что-то не попадался состоятельный прихожанин, который, просветлённо покидая богослужение, снял бы с себя шубейку и накинул на плечи продрогшему нищему или хотя бы отстегнул из своих щедрот бедствующему «брату во Христе» несколько сотенных купюр на приобретение самого необходимого. Факт: как и в прежние века, богатые и бедные уравниваются лишь перед ликами святых, затем возвращаясь каждый в собственный мир – ухоженный, набитый добром особняк, либо худую и холодную лачугу. Трижды прав Иисус Христос: где богатство у человека – на небе (то бишь в моральных приоритетах) или на земле, там и его душа.

Смотрите также

Оставить сообщение