Юрий Скиба: Бога распяло… людское равнодушие
— Вот те раз! – недоверчиво отреагирует любой мало-мальски сведущий в истории жизни и восхождения Спасителя на Голгофу. Ведь, по свидетельству всех четырёх евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, вокруг тогдашних событий в Иерусалиме как раз кипели нешуточные страсти. Более того, многотысячные сторонники Назаретянина, проповедовавшего Благую Весть, творившего неимоверные чудеса исцелений от тягчайших хворей и даже оживлявшего почивших, готовы были едва ли не приступом брать Священный город и посадить на царство долгожданного Мессию. Однако уже через несколько дней та же фанатичная толпа исступлённо требовала распять вчерашнего кумира… Что это, как не проявление глубочайшего равнодушия в первооснове сознания – отношения к Высшим Ценностям?!
ГДЕ НАША «ХАТА»?
Увы, трагедия двухтысячелетней давности весьма напоминает реакцию отечественных приверженцев канонического православия на притеснения со стороны воинствующих радикалов, оскверняющих, захватывающих и даже поджигающих храмы Украинской Православной Церкви при вопиющем попустительстве, а то и с подачи власть имущих. Достаточно просмотреть хронику псевдодуховного варварства, регулярно отражаемую в проекте «Правда и Вера». Это надо же: на 129 циничных «отжатий» Домов Господних УПЦ поступило лишь 34 обращения через сайт! Неужто опять срабатывает приснопамятное кредо родимого обывательства, уже в религиозных облачениях, – «Моя хата скраю – нічого не знаю»?!
Как тут не вспомнить потрясающую стойкость первохристиан, ради убеждений шедших на тягчайшие страдания и даже мученическую смерть в древнеримских цирках от диких зверей, распинания на крестах, подобно своему Учителю, сжигания на кострах под издевательства и улюлюканье кровожадной языческой публики… Уж этих-то мучеников совести не заподозришь в равнодушии, что говорится, по большому счёту. Поразительная ирония развития благороднейшего, гуманнейшего учения, ставшего основой европейской и, в значительной мере, общемировой цивилизации: при его стремительном росте и развитии ритуально-материального оснащения дух веры… обратно пропорционально упал. Верх всё чаще берут сугубо жлобские приоритеты: мол, мне что – больше всех надо? Тем паче на костёр за собственные убеждения…
«ЕСТЬ ЛИ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ?»
А куда подевалось остро правдолюбивое перо коллег-газетчиков? Неужто суетная, лицемерно демагогическая политиканская трескотня, густо замешанная на подкупе «денежными мешками», важнее и весомее суда Вечности, перед которым мы все, хотя и в разное время, постанем? Ей-ей, грустно и горько от игнорирования публицистами данного крайне актуального проекта Правозащитного общественного движения в защиту украинского православия. Поверьте, уважаемые сограждане, автору строк – пожилому деду отраднее было бы видеть в блогах, кроме себя, любимого, целую россыпь куда более молодых и весомых авторитетов-медийщиков… Неужто напрочь забыты гордые ответы наших предков-запорожцев на вопрошание гоголевского Тараса Бульбы в решающем сражении со шляхтой: «Есть ли порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли казацкая сила? Не погнулись ли казаки? – «Достанет ещё, батько, пороху!..» Хочется верить в достойную преемственность поколений «казацкой нации».
А то ведь в переплётшейся жестокими общественными конфликтами и лишениями действительности невольно задаёшься извечной гризотой: «Доколе же человек человеку будет не друг, товарищ и брат, а плут, завистник и враг?!» Начиная с самого знаменитого судилища – над Спасителем рода людского…
ПОСТЫДНАЯ ПРЕКЛИЧКА ВРЕМЁН
Уже не один век историки, философы и теологи бьются над разгадкой явления миру и ухода из него Богочеловека, ставшего основателем крупнейшей мировой религии – христианства и давшего своим последователям самую заветную надежду всяк сущего – на жизнь вечную. Рождение, учение, проповеди, арест, суд, приговор и мученическая смерть на кресте Мессии засвидетельствованы множеством современников. Так, известны письма римских легионеров, служивших тогда в Иудее, где описывается Его жизнь. Прокуратор Понтий Пилат в «докладной» императору Тиберию детально рассказывает об осуждении Христа, как и супруга наместника, Клавдия, – в письме подруге Фульвии.
Но для миллионов христиан, конечно, самым авторитетным источником являются четыре Евангелия, а также Деяния апостолов. Так вот, наиболее плодотворными их исследователями оказались… юристы, доведя вопиющий ПРАВОВОЙ БЕСПРЕДЕЛ, царивший на «процессе тысячелетия». В частности, вопреки иудейскому закону, Иисус взят под стражу и допрошен «с пристрастием» ДО предъявления обвинения и вызова свидетелей. К тому же, судопроизводство велось ночью, что также запрещалось. Тем паче накануне священного праздника Пасхи!
Далее в «лучших» традициях современного кривосудия тогдашние его духовные предтечи – члены синедриона – лукаво подменили богословский спор… государственной изменой своего идеологического конкурента. При этом окончательный вердикт «Виновен – казнить» вынесен ЛИШЬ на основании позитивного ответа подследственного на вопрос, является ли он сыном Божьим. Без требуемого подтверждения «подрывных» антидержавных действий, как минимум, двумя свидетелями! Как тут не вспомнить о массе нынешних разбирательств, выявляющих бездоказательные самооговоры подследственных, к которым применялось «силовое воздействие»?
ОПРАВДАН В… ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ
Но и «просвещённый» римский суд оказался не лучше. Во-первых, Пилат под давлением толпы и первосвященников вынес смертный приговор, хотя был убеждён в невиновности Христа. Ничего себе «объективность»! Во-вторых, прокуратор позволил относиться к задержанному как к преступнику ДО признания того виновным. Но в чём? Государственная измена так и не подтверждена, а религиозные разночтения не подлежали столь жестокому наказанию. В крайнем случае – общественному порицанию… Да и сама поспешность иудейско-римской Фемиды, «втиснувшей» расследование, суд, приговор и казнь в ОДНИ СУТКИ (с четверга на пятницу), не лезет ни в какие рамки элементарной правовой справедливости. Даже со ссылкой на жестокие нравы Древнего мира!
Не случайно полвека тому по инициативе авторитетных еврейских юристов «дело Христа» заново слушалось в Иерусалиме. Оно собрало немало учёных-правоведов из других стран. В результате недельных(!) заседаний, сопровождавшихся бурными прениями «прокуроров» и «адвокатов», суд в составе пяти человек вынес новый приговор: четырьмя голосами «за» при одном «против» Господь оправдан ПО ВСЕМ ПУНКТАМ обвинения. К сожалению, с жутким опозданием… Не правда ли, есть над чем призадуматься родимой юриспруденции, согласно соцопросов, отказываемой в доверии девятью из десяти соотечественников! Что уж говорить о неизбывном «молчаливом большинстве», ещё сяк-так протестующем МАТЕРИЛЬНОМУ обнищанию и отстранённо взирающем на ДУХОВНОЕ оббирание себя доморощенными бесами во плоти.