Юрий Скиба: Церковь – истинная или ложная?
Перед этим воистину судьбоносным решением постаёт любой человек, ощутивший потребность в Боге, выбирая ведущую к Храму узкую и ухабистую тропинку, дабы не свернуть на широкий, благоустроенный проспект, неизбежно потеряв из виду достойный жизненный ориентир. Ведь к Господу, как к горной вершине, нужно не просто с прохладцем идти, а зачастую из последних сил карабкаться, дабы стать достойным Высшей милости. Куда удобнее и комфортнее незатруднительно скользить вниз, к подножию – в объятия вездесущего греха и его лукавого, коварно искусительного «патрона»…
С КЕМ БОГ
Подобно участникам резонансного скандала в «святом семействе» вокруг церковного имущества и влияния в созданной из неканонических осколков православия ПЦУ. Что, впрочем, закономерно для любого изначально неправедного дела. Трудно не согласиться с реакцией председателя юридического отдела УПЦ протоиерея Александра Бахова касательно преждевременного закрытия Государственным бюро расследований (ГБР) «околотомосного» уголовного дела: «В действительности оно не имеет никакого отношения к томосу. Прежде всего, речь идёт о нарушении законодательства Украины, которое заключается в разжигании религиозной вражды, злоупотреблении властью, вмешательстве во внутренние дела религиозных объединений, подделке документов и мошенничестве со стороны политиков и функционеров, которое должно надлежащим образом расследоваться правоохранительными органами». Чего, увы, пока днём с огнём не видать.
Но, может, всё не так уж и драматично? Ведь не секрет, что во все времена и у всех народов власть предержащие старались подчинить себе духовную сферу, сделав таковую опорой своему режиму по принципу: на небе – Бог, на земле – вождь, король, император, а в данном случае президент. Но тут вступает в силу вторая часть «дуумвирата» – Церковь с её Основателем и Учителем. Вот вы в состоянии представить, чтобы Иисус Христос обсуждал с учениками превратности мирской жизни, а тем паче претендовал на роль наставника в выборе светского правителя? Небось, помните Его мудрое наставление: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу» (Мф. 22:21). Причина? Спаситель чётко обозначил пределы своей «парафии»: «Царствие мое не от мира сего…» (Ин. 18:36). Иными словами, Он дал чёткий посыл рождающемуся християнству дистанцироваться от повседневной суеты, заботясь прежде всего о духовних ценностях: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). А не очередному бренному и своекорыстному «отцу нации»…
Или можете допустить, чтобы Господь, проповедуя «любить врагов ваших, благословлять проклинающих вас, благотворить ненавидящим вас и молится за обижающих вас» (Мф. 5:44), возведя миротворцев едва ли не на высшую ступень блаженств – сынов Божьих (Мф. 5:9), одновременно призывал единоверцев… взять в одну руку крест, а в другую – пулемёт (см. «Возлюби? Ближнего?» – «ПиВ» от 3.08.2020)? Немыслимо! Как и то, что в Его духовной обители молитвы ко Всевышнему будут перемежаться политическими лозунгами, тем более конфронтационного толка, а лики святых – партийно-государственной символикой. Оно и понятно: сращивание князей земных с князьями «не от мира сего» вступает в КОРЕННОЕ противоречие с ведущей установкой христианства (как, впрочем, и любой иной веры) на заботу о душе КАЖДОГО человека в отдельности. Иначе любой из светских правителей волен начертать на своих знамёнах «особое покровительство к себе, любимому, и возглавляемому им государству». В том числе, и для самых неблаговидных целей. Даже такой дьявол во плоти, как Гитлер, «арийское» воинство которого носило на пряжках солдатских ремней вермахта кощунственное утверждение «Gott mit uns» (с нем. — «Бог с нами»).
«КТО НЕ ПРИИМЕТ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ, КАК ДИТЯ…»
Пора чётко уяснить ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ отличие Священного Писания от самого гуманного мирского наставления и руководства. Без чего не имеем морального права причислять себя к последователям Богочеловека, опекающего душу каждого из нас и бесконечно чуждого ЛЮБОМУ государственному, общественному устройству – то ли «пришлой» римско императорской власти, то ли «своему» иудейскому царю. Основание? «Никто не может служить двум господам: или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Так что, уважаемые собратья по вере, нужно определяться: либо с крестом, либо с пулемётом. Попытка же их объединить в очередном варианте политрелигии кощунственна по сути и ущербна по способам реализации. Подобно «союзу» огня и воды, жары и холода, благородства и подлости.
Сколь же прав великий мыслитель и правдоискатель Махатма Ганди: «Старозаветный принцип «око за око» грозит ослепить весь мир»! Так почему бы вольно или невольно заблудшим не опомниться и не найти в себе мужество покаяться, вспомнив потрясающий пример возрождения совести у одного из двух злодеев, распятых рядом с Безгрешным, получив от Того благословение на попадание в рай (Лк. 23:40-43). Что не случайно: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшей, пока не найдёт её? …На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 4-7).
Каково же призвание веры и её носительницы – истинной Церкви? Думается, это зажигание в наших душах света добра, единения и созидания, а не отбрасывание в темень зла, противоборства и разрушения. Начиная с юных лет. Вспомним, сколь трепетно относился к младой поросли Спаситель в 9 и 10 главах Евангелия от Марка: «Взяв дитя, поставил его посреди учеников и, обняв, сказал: кто приимет одного из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня приимет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня (то бишь – Отца Небесного)». И наоборот: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше быть брошенным в море с подвешенным на шею жерновом». Более того, «кто не приимет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него». Найдите подобный светский «моральный кодекс», сравнимый с новозаветной защитой детства!
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО ПОЖНЁШЬ
И впрямь, в Божественном откровении отражена суть человеческого естества – явление на свет ангельски чистым от всяческой душевной скверны. Ею мы «обрастаем» в меру возмужания и соприкосновения с «заматерелым» миром. Позаботиться же о надёжной «прививке» от греха, по мнению настоятеля местного храма УПЦ протоиерея Сергия, и призвана воскресная школа, успешно действующая при церкви уже более восьми лет. Три десятка юных горожан в возрасте от шести до тринадцати лет ненавязчиво, увлекательно познают основы православия, сущность христианских добродетелей, готовят сценки из Священного Писания, принимают участие в епархиальных олимпиадах воскресных школ. Кабы подобные благие начинания обростали большей популярностью!
Тогда постепенно в сознание подрастающего поколения вместо дуроломных телебоевиков, дебилизирующей игромании и уличного ухарства будут входить непреходящие, возвышающие человека Вера, Надежда, Любовь. А с ними – и достойный уважения образ жизни… В полном соответствии с мудрым принципом великого чешского педагога Яна Амоса Коменского: «Ученик – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, требующий зажигания». Чего, к сожалению, лишена наша общеобразовательная школа, «зацикленная» на оценках знаний. Где тут подумать о факельной «зажигалке» – душе!
Сколь печальны последствия «прагматичного», без высших ценностных ориентиров воспитания, убедился ещё в прежние времена. Особенно врезалась в память такая сценка.
…Покорёженная смертоносным металлом родная земля, угрюмо сверлящие небо печные трубы на месте бывших домов. Обезумевшая от отчаяния мать, разыскавшая среди десятков изуродованных трупов останки своего сына… Киноэпопея «Всего дороже» с потрясающей документальностью воспроизвела отчую трагедию в годы Великой Отечественной (Второй мировой) войны. У сидевшей рядом пожилой женщины в глазах – слёзы. А несколькими местами далее, среди старшеклассников, приведенных на «культмассовое мероприятие», – беззастенчивое похохатывание от чего-то своего, бесконечно далёкого срывающейся с экрана людской беды.
Гневный ком подкатывает к горлу против новоявленных дикарей. Впрочем, и те бывают разными. По воспоминаниям шведского режиссёра Ральфа Бломберга, бедствующие, неграмотные индейцы, о которых он снимал хронику, впервые увидев магнитофон, плакали при звуках Девятой симфонии Бетховена. А тут – сытые, разодетые юные акселераты с напрочь атрофированной способностью к сопереживанию чужому горю…
Вот и задумываешься: что доброе, светлое, нужное обществу способны построить, создать такие, с позволения сказать, бездушные чурбаны?!
Соотечественники! Приведём же в храм Божий своих ненаглядных кровиночек, пока не поздно, пока земля-матушка не доведена до полнейшего апокалиптического вырождения!
Предвижу нарекания читателей-материалистов. Мол, Украина – светское государство, от которого церковь отделена, а вера в Бога – личное дело каждого, не требующее «подхлёстывания», тем паче навязывания. Особенно для ещё не сформировавшейся детской личности. Но вот заковыка: на КАКИХ морально-этических принципах она будет формироваться и в состоянии ли обеспечить «социальный заказ» на достойных граждан? Ведь в душах и общностях, лишённых Бога, неизбежно поселяется его антипод – искуситель и разрушитель. Со всеми вытекающими последствиями для личности, семьи, державы…