Юрий Скиба: Что держит нас на белом свете?
С таким судьбоносным вопросом решил обратиться к землякам накануне Двунадесятых непреходящих праздников – Преображения Господнего и Успения Пресвятой Богородицы. Ведь, согласно социологическим данным, верующими (преимущественно православными) себя считают три четверти соотечественников. Полученные же результаты шокировали: из полусотни остановленных горожан разного возраста лишь… четверо полагаются на Бога. Остальные – на сугубо мирские факторы: семью, работу, друзей, личные интересы, удачу, надежду, стремление жить по-людски и вообще жить, вопреки всему…
ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ – ВОЛК ИЛИ ДРУГ?
Невольно всплыл в памяти потрясающий рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Попавший в крайне сложное положение старатель-охотник преодолевает жуткие трудности – голод, холод, предательство напарника, одиночество, боль, отчаяние, по-звериному зубами убивает охотящегося на него столь же обессилевшего волка. И всё же на последнем издыхании ползёт к берегу, около которого виднеется судно, задержавшееся в высоких широтах. Награда – чудесное спасение с последующим обращением в полубезумное существо, лишь под конец длительного рейса начавшее обретать способность трезво мыслить.
В общем, наглядное и, несомненно, талантливое подтверждение жёсткого принципа свободного предпринимательства: «Человек человеку – волк». В противовес ему – исторически подтверждаемое СОЗНАТЕЛЬНОЕ самопожертвование первохристиан, массово отказывавшихся предать обретённую веру, идя на неимоверные муки – распятие, растерзание дикими зверями под улюлюканье опьянённой кровью и ненавистью толпы, что ярко описано Генриком Сенкевичем в романе «Куда идёшь».
Эта благородная, воистину боговдохновенная традиция истинно верующих в Триединого Творца (Отца, Сына, Святого Духа) и, по выражению Христа, «царство не от мира сего» прошла через века страданий, мук от многоликих богоборцев и околорелигиозных политиканов до наших дней. Достойно противостоя новейшим венценосным неронам с их прихлебателями-самосвятами, рядящимися в пастырские сутаны. Трижды прав Спаситель, без обиняков определяя сущность как своих противников (книжников, фарисеев, саддукеев), так и непоследовательных, слабых, полохливых учеников, – «Ли-це-ме-ры!» С чего начинается задавненное, тысячелетней выдержки моральное раздвоение людской природы – между ангельскими словами и, простите, чертячьими делами…
Так вот, возвращаясь к «литературным» примерам, можно сказать, что в первом случае сверхчеловеческим напряжением сил и воли руководит сугубо животный инстинкт борьбы за существование, не останавливающийся ни перед чем. Во втором же – выбор несгибаемого духа, что и отличает нас от «братьев меньших». Коли остановимся на первой ступени – напрочь законсервируем ВСЕ смертные грехи, начиная с убийства себе подобных. А вот посредством просветлённого сознания обретём право на истинно человеческое сообщество и продление собственной жизни даже в самых неблагоприятных обстоятельствах.
«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!»
Будучи несколько лет знаком с умным, чутким и деятельным священником (не называю имени из этических соображений), случайно узнал поучительную мотивацию принятия им церковного сана. Служа в составе «ограниченного контингента» Советских войск в Афганистане, во время боя он был тяжело контужен и, к тому же, засыпан землёй от разорвавшейся мины. Снаружи оказалась лишь кисть руки, импульсивно продолжавшая подрагивать, что привлекло внимание проползавшего рядом сослуживца. Вырыв потерявшего сознание раненого, тот оттащил его в блиндаж, где санитар еле откачал бойца, уже занесённого в «двухсотые».
Далее – госпиталь, многомесячное лечение с проблематичными перспективами на будущее… Подняла же на ноги хлебнувшего лиха «афганца» неизбывная вера в Бога и данный себе обет посвятить жизнь служению Церкви, приобщая к ней всех душевно страждущих, растерянных, заблудших. Воистину, как часто повторял Христос избавленным от хвори страждущим, «твоя вера спасла тебя…» Все мы ходим под Вечностью. И в тяжкую минуту, независимо от духовных ориентиров, отчаянно взываем к последней надежде: «Господи, помилуй!»
Поразительно, тем не менее, милосердие нередко возникает как бы «из воздуха»: отступает тяжкий недуг, открывается выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, заклятый враг непостижимо «добреет», вместо прежней ненависти протягивая руку помощи… Выходит, Богочеловек таки ЖИВ, доныне продолжая сопровождать греховную людность Своим участием и поддержкой?! Однако следом за радостью открытия спасительного огонька надежды в душу заползают тревожные сомнения. Ведь коли исходить из повсеместно веровального утверждения «Воистину Христос воскрес!» вместо обыденного приветствия, Спаситель давно должен быть среди нас. А Его высокогуманная Нагорная проповедь – стать нормой межличностных и общественных отношений всюду, где дружно славится Имя Господне… Согласитесь: если бы от двуличия умирали, земля-матушка живо превратилась в сплошной погост. Начиная с исключительно «народолюбных», сладкоголосых и всё обещающих правителей.
«ВЕРЮ В БОГА!»
Невольно вспоминается авторское любопытство по отношению к горожанам-землякам из числа тех, кто массово направлялись к местному храму в Вербное воскресенье: «Что привело вас сюда?» Лишь половина из двух десятков опрошенных смогла более-менее уверенно объяснить, что верба символизирует пальмовые ветви, которыми приветствовали жители древнего Иерусалима въезд давно ожидаемого Мессии. Двое выявили склонность к стихийному пантеизму, ассоциируя преддверие Воскресения Христового с первым цветением деревьев. Столько же уклонилось от ответа. А один из «убеждённо верующих» выдвинул вообще интригующее предположение: верба – такой же символ Украины, как берёза – России. Но наибольшая часть (полдесятка) ограничилась туманным: «Так принято».
И впрямь, имеем то, что имеем: государство – без гражданского достоинства, рыночную экономику – сродни вселенскому базару, возрождение духовности – без элементарного понимания её сути… Нельзя же считать таковой, скажем, притягивание за уши в предпраздничной радиопередаче ещё дохристианской традиции писанкарство к чуду, согласно апокрифу, якобы продемонстрированному Марией Магдалиной римскому императору Тиберию. Помните? После её молитвы куриное яйцо на глазах поражённого монарха покраснело. И тот, уверовав в силу новой религии, видите ли, стал… христианином, казнив прокуратора Иудеи Понтия Пилата за мученическую смерть Сына Божьего.
Подобные лубочные фантазии, на полном серьёзе распространяемые отечественными «суперсознательными» СМИ, делают медвежью услугу действительно великому, спасительному ориентиру человечества. Ей-ей, жестокосердный и циничный Тиберий трижды перевернулся бы в гробу, узнав, что он, считая себя воплощением Зевса на земле и растиражировав собственные «божественные» статуи по всей Римской империи, вдруг обратился в приверженца учения из отдалённой и не больно уважаемой надменными патрициями ближневосточной провинции. Да ещё сурово покарав верного сатрапа за пресечение там вольнодумства и посягательства на свои венценосные регалии…
МИРАЖ
Сколь же мудры были предшественники, пасхально приветствуя друг друга сими хворостинами и многозначительно приговаривая: «Не я бью – верба бьёт». Будто тем самым давая обет не забывать поучительную библейскую историю о появлении Иисуса в Святом городе. Оно сопровождалось восторженными восклицаниями толпы «Осанна (спасение)!», устиланием Его пути пальмовыми ветвями, цветами и даже сорванной с себя одеждой.
Но уже через несколько дней та же общность с лютой ненавистью требовала от римского наместника распять недавнего кумира, как последнего разбойника… Разве не подобными же двойными стандартами руководствуемся и мы, сущие? Выплеснув раскованную «державотворную» энергию в эффектный, но малоэффективный майданный свисток, мы вернулись к «фирменно» украинской традиции – одновременно служить и Богу, и бесу. Первому – в церквях, смиренно отбивая поклоны святым ликам и слёзно прося Всевышней милости, другому же – в суетном повседневье, беспардонно обирая друг друга, растягивая всенародное достояние, созданное потом да кровью отцов и дедов.
Факт: так хотелось верить, что вместе с новым руководством державы тошнотворно персонифицированный «порох» мы стряхнём, по Христовому наставлению, не только с обуви, но и с душ! Безвозвратно отослав явившегося в ангельском обличье «спасителя нации» демона-искусителя туда, откуда он и явился, – в ад всенародного забытья. Вместе с напрочь прогнившей системой жлобских «ценностей»: ты – мне, я – тебе, один Бог – за всех. Увы, получили очередной мираж…
ОДНИМ СТРАШНО, ДРУГИМ СМЕШНО
Вот и ломаешь голову над «горячим» парадоксом: как могло случиться, что, по язвительной реплике героя телесериала «Улицы разбитых фонарей», святых развелось – через одного, а порядочного – днём с огнём не сыщешь? Корни же унизительного феномена, думается, произрастают из въевшегося в плоть и кровь отчего лакейства перед пришлыми «цивилизованными» панами. Их фарисейство метко отразил выдающийся поэт и публицист Виталий Коротич. «Шёл блестящий фильм Клемана «Горит ли Париж?», – пишет он в книжке «Не стреляйте в пианиста!» – Это одна самых мужественных и своеобразных кинолент о войне – документальные кадры смонтированы с доснятыми позже игровыми. Я смотрел её трижды: подробную историю о спасении великого города, о том, как вырвали его из пут смерти, как парижане не дали взорвать его мосты и дома… В зале смеялись. Американцы весело ржали, когда, затиснув рану в животе, на брусчатку «потешно» опускалась убитая настоящей пулей на настоящей войне женщина. Вы не представляете, как это страшно». Но ещё ужаснее то, что большинство тамошних «весельчаков», замечает автор, пришло на сеанс после… утреннего воскресного богослужения в соседнем молитвенном доме!
Может, по примеру заокеанских наставников, тоже «облегчённо» станем воспринимать тяжкие страницы собственной истории? Имеем же прецеденты, вроде жарения яичницы на Вечном огне в Парке славы «продвинутыми» недорослями, осквернения памятников павшим советским воинам, демонстративного переименования названных в их честь улиц антиподами. Мол, святость памяти и нерушимость духовных твердынь – понятие растяжимое. Меняли же конфессии, словно перчатки, даже первые лица государства, сквозь пальцы взирая на захваты и поджоги храмов по-иудински преданной собою матери-Церкви… Кстати, не мешало бы и керманычам «объединённого» украинского православия (ПЦУ) задуматься, с чьей подачи получен «омріяний томос». Небось, всем памятны необъяснимые потери сознания своих же братьев во Христе в присутствии «гаранта веры и справедливости»?
МЕЖДУ ВЕРОЙ И ВЕРЕНИЕМ
Правду говорят: не бойся лютых врагов и продажных друзей – страшись равнодушных, с молчаливого согласия которых творятся и предательства, и убийства. Заслуживает ли на покровительство Небес непробудно «спящий» народ, вера которого, по меткому определению святителя Игнатия Брянчанинова, сводится к незатруднительно ритуальному верению? Не пора ли внять предостережению Иисуса Христа о том, что Бог не бывает поругаем? Исключая хулу и забвение Духа Святого (искренней, а не на публику, просветлённости), не прощаемые ни на этом, ни на «том» свете…
Как же духовно проснуться? В Апостольских посланиях неоднократно подчёркивается обязательность подкрепления молитв благими делами. Проще говоря, сколько ни кайся, ни отбивай земных поклонов перед иконами, ни вкушай святых даров – Высшей милости не получишь. Пока не станешь сам по-настоящему милостив к наиболее нуждающимся – старым, малым, хворым, несправедливо гонимым.
Поверь, уважаемый читатель, всё сказанное – результат глубоко личного, очень тернистого пути к Храму. Так, несмотря на многолетний «испытательный срок» осознания безальтернативности воцерковления и профессиональный интерес к религиозной тематике, до сих пор не считаю себя достойным непременных для каждого православного Таинств – Покаяния и Причастия… Помилуй, Господи, нас, многогрешных!