Юрий Скиба: Кара… бессмертием?
Поразительно: Сретение Господне, завершившее зимний цикл наибольших христианских праздников, «ознаменовано» возникновением пандемии смертельного коронавируса COVID-19, а начало второй его волны совпало с Преображением Господним, показывающим, какая слава ждёт праведников в грядущей жизни, в Царствии Небесном, и как благостно преобразится тогда вся многогрешная земная юдоль. А может, это и не совпадение, а закономерность – наказание человечества Свыше за нарастающее раскручивание кровавых международных конфликтов, вопиющее попрание основной Божьей заповеди в любой религии – «Не убий!»?
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕБЕС»
Подобные предположения можно услышать не только от верующих, но и от светских деятелей, встревоженных потрясающим сходством «ковидки» с вековой давности самой массовой и губительной за всю историю человечества пандемией гриппа – «испанки»: на 550 млн заражённых (треть тогдашнего населения планеты) погибло до 100 млн человек! Заметьте: напасть возникла в последние месяцы Первой мировой войны, стремительно обойдя ту по масштабам жертв, что даже равнодушными к церковности современниками было воспринято закономерной расплатой за коллективное безумие.
А разве ныне цивилизация не оказалась на пороге несравненно более ужасающего падения, угрожающего самому существованию жизни на планете, – Третьей мировой? Не случайно ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) назвала новейшую «испанку», то бишь – «китаянку», врагом №1, допустив, что тот может поразить уже до двух третей землян. Ведь даже по оптимистическим прогнозам эффективные лекарства появятся лишь в конце года. Трудно даже представить объём ужасающей дани, которую соберёт до того лихая приблуда! Так, может, грозное «предупреждение Небес» наконец подтолкнёт опомниться расколотую нетерпимостью, агрессивностью мировую общность и объединит её в преодолении коллективной опасности…
Не потому ли в последнее время заметно возросла посещаемость церковных служб? Ведь именно в храмах и молитвенных домах лелеем надежду получить чудо защиты от разных напастей, тяжёлых недугов, преждевременной кончины, полнясь самой заветной мечтой каждого – приобщением к божественному блеску Бессмертия. Невольно вспоминается давняя непоказная мудрость ответа на своё детское любопытство: «Дідусю, а ти помреш?» – «Так, але… не зовсім». – «Як це?» – «Ну, ось ти, внучку, будеш жити. Тож і часточка мене в тобі зостанеться…»
Через добрых полвека, напрочь поседев, сам начал задумываться над возможностью продолжения личного существования и после неотвратимого ухода в мир иной. Конечно, так хочется верить в истинность утверждения святого апостола Павла: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…» (1-е Коринфянам, 15:22). Одновременно гложет жгучее предостережение касательно платы за ТАКОЕ чудо: первый же «вечно сущий» оказался и едва ли не… самым несчастным из всего рода людского. О чём написано немало историко-философских исследований. Их осмысление, надеюсь, заинтересует верующих читателей.
ВЕЧНИЙ СТРАННИК
Согласно христианским преданиям, обессилевший от сверхжестоких физических и душевных мучений Иисус, которого вели на казнь, устало прислонился к стене придорожного строения. Но его хозяин Агасфер грубо выкрикнул под одобрительные улюлюканья фанатичной толпы: «Иди-иди! Нечего отдыхать!»
— Ладно, – ответил Спаситель. – Но и ты тоже всю жизнь будешь идти. Ты будешь блуждать по свету вечно, не имея ни покоя, ни смерти.
Легенда? Как знать… На протяжение многих столетий неоднократно «засветилась» личность, удивительно ассоциируемая именно с «вечным скитальцем». В частности, о нём в 1223 году писал итальянский астролог Гвидо Бонатти: будто бы он встретил Агасфера при испанском королевском дворе.
Через пять лет «бессмертного» поминает хроника аббатства святого Альбана (Великобритания), где говорится о посещении обители архиепископом Армении. Тот рассказывал, что лично имел беседу со странником, хорошо помнившим события более чем тысячелетней давности, припоминает внешность апостолов и множество подробностей из жизни тех времён, не известных современникам.
Позднее таинственный пилигрим был замечен в разных уголках Европы. Причём во всех случаях отмечались одни и те же черты: аскетизм, замкнутость, проповедование чеснот первичного христианства, поразительное знание древней истории и словесности. В том числе и уже вышедшей из употребления ещё в начале нашей эры.
Когда на исходе XVII столетия уникальный персонаж объявился на Британских островах, скептики решили проверить, действительно ли он тот, за которого себя выдаёт. Оксфорд и Кембридж отрядили лучших профессоров-гуманитариев, которые устроили ему настоящий экзамен. Однако знания «подопытного» по истории, религии, географии будто бы бездны посещённых им краёв оказались просто-таки непостижимыми. Так, когда экзаменуемому неожиданно задавали вопросы по-немецки, по-французски, по-испански, а также на латыни, греческом, арабском языках, тот без промедления и акцента на них же и отвечал. В целом выяснилось: неприкаянный «узник времени» вольно владеет… едва ли не всеми европейскими и восточными языками!
НАГРАДА ЗА ВЗИМОТЕРПИМОСТЬ
Ближе к нашим дням ходили слухи, будто таинственный подорожний, разуверившийся в попытках найти истинную боговдохновенность промеж цивилизованных народов, подался к аборигенам Юго-Восточной Азии и Океании. Очевидно, неспроста: по наблюдениям автора этих строк во время участия в морской экспедиции на исследовательском судне «Каллисто» Дальневосточного научного центра, дети моря – папуасы, мела-, микро- и полинезийцы – отличаются искренним доброжелательством, отзывчивостью, веротерпимостью. Что, конечно же, импонирует покаранному за душевную чёрствость иерусалимскому бедняге.
Вспоминается дальновидность подхода к преодолению сверхсложных межрелигиозных и расовых противоречий в Сингапуре. Разделённый на несколько секторов по этническому составу населения – Чайна-таун (китайский город), индийский, малайский, тамильский, европейский кварталы, – островной город-государство, по общему согласию его разноцветных, многоплеменных и поливеровальных сограждан, сконцентрировало большинство своих храмов на… порубежно «нейтральной» территории. Посему, как в музее мировой теологии, рядом расположились христианские церкви разных направлений, исламские мечети, буддийские пагоды, множество региональных молитвенных домов.
Мотивация такого, на первый взгляд, странного духовного винегрета гениально проста: попробуй-ка устроить «крестовый поход» либо «джихад» супротив соседа, отделённого от тебя лишь символичной оградой, а то и вовсе без таковой! К тому же, священнослужители повсеместно проживают в прилегающих светских многоэтажках. Не случайно в одном подъезде можно встретить многоцветье, казалось бы, несовместимых эсхатологических символов и убранств – сама жизнь научила тамошнюю общину великому искусству единения вокруг общих интересов. Вот и имеют один из самых высоких уровней жизни в бывшей захланной английской колонии…
ВТОРОЕ РАСПИНАНИЕ СПАСИТЕЛЯ?
Нам бы нечто подобное! Имей православные, греко-католики, католики и протестанты напротив собственных святинь аналоги коллег из «оппонирующих» конфессий, с которыми просто вынуждены были ладить, встречаясь ежедневно до и после службы Божией, очевидно, и в разворохобленных душах прибавилось Господнего смирення, любви к ближнему. Независимо от его сущностной ориентации и мирских интересов. Может, и стали бы тогда ближе к «Царству Небесному»…
Увы, мы привычно «пошли своим путём» – в бескомпромиссно религиозном рвении ударно возводим каждый себе величественные храмы, напрочь забывая, что истинное средоточие Всевышнего – не в наших сооружениях, а в наших душах (Мт. 6:5,6). И отсутствие святости в последних не компенсировать никакими материальными и литургическими пышностями. Проявим же внимание венцу Божественного творения – человеку: своему менее успешному соседу, спасём от преждевременного небытия и страданий хотя бы одного неудачника, заблудшего, немощного, несправедливо гонимого – и нам воздастся! Сказано же в Писании: «Вера без дел мертва» (Як. 2:20). Иначе не избежать второго распинания Иисуса Христа. С прославленим Его памяти церковними звонами и дискредитацией Его идеалов негодними действиями. Подобно силовому захвату храмов канонической УПЦ псевдоверовальными фанатиками с молчаливого благословення иерархов освящённой Фанаром «объединённой (из раскольников-то да самосвятов!) украинской церкви» – ПЦУ. Но пожалует ли когда-нибудь к ТАКИМ парафиянам искатель добра и милосердия Агасфер? Даже если он – лишь плод фантазии, но, согласитесь, ве-е-есьма поучительной…