Юрий Скиба: Кризис веры – крах общества
Сия жёсткая причинно-следственная закономерность, искони сопутствующая всемирной и отечественной истории, невольно напрашивается в реализации предложения Владимира Разумовского «читателям и дружественным каналам совместно оценить и вычленить угрозы, с которыми столкнётся Украинская Православная Церковь в текущем году» («Обзор СМИ: УПЦ в 2021 году – фактор большой и малой политики», – «ПиВ», 15.01.2021).
«БЛАГАЯ ВЕСТЬ» ИЛИ КОЩУНСТВО?
И впрямь, ожидаемых вызовов да угроз каноническому православию – выше крыши. Как извне (тандемы Госдеп-Фанар, Лондон-Стамбул, норовящие «загребать жар чужими руками… с использованием Украины в качестве точки давления на РФ»), так и изнутри («обеспечение продвижения проекта «ПЦУ» на уровне ряда Поместных Церквей»). Иными словами, нам, украинцам, цинично отводится роль не только пушечного мяса в глобальном противостоянии Запад-Восток, но и духовного вируса для крайне нелюбого Дядюшкой Сэмом со товарищи «Третьего Рима».
Тем не менее, несмотря на беспрецедентную мобилизацию «прикормленных» масс-медиа, админресурса, неприкрытое силовое давление, лихорадочно, аккурат под президентские выборы-2019 слепленной ПЦУ, скромно поименованной в томосе стамбульского Фанара Святейшей церковью Украины, так и не удалось «поглотить» общепризнанную УПЦ, даже всерьёз расколоть её. Что, думается, закономерно: «Какую «благую весть» можно услышать… там, где кощунствуют над литургией? – риторически вопрошает митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука. – О том, что «грех сепаратизма нужно смывать кровью», «москаляку на гілляку», «смерть ворогам», «Україна понад усе»? Что тут общего со Христом и Евангелием? О чём могут говорить люди, сердца которых кипят серой адской злобы?.. Это будет религиозная, политическая или общественная организация и т.п., их смесь, но никак не Церковь» («ПиВ», 24.01.2021).
Трудно не согласиться: совмещение литургий с политическими митингами, молитвы Господу, святым угодникам с призывами расправы над реальными и мнимыми противниками, смиренное обращение к Вечности с бренной ненавистью да угрозами «чужакам» мало вяжется с призывом Спасителя возлюбить ближнего, как самого себя, поступая с ним так, как хочешь, дабы поступали с тобой…
Словом, на всех парах идёт вымывание из сознания верующих граждан данных им Свыше высокогуманных заповедей и блаженств, подменяя их политической, точнее – политиканской, нетерпимостью и остракизмом ко всем, кто по-иному мыслит, молится, разговаривает, видит своё будущее. Как неизбежное следствие, кризис духовности «обрастает» суетно мирской составляющей.
Благостно же покаянный, объединяющий отчую людность символ веры – Распятие – вырождается в рукоятку раскалывающего общество безжалостного, богопротивного, святотатственно направленного против «братьев во Христе» меча. Развал и распад столь долгожданной, выстраданной мно-о-огими поколениями соотечественников собственной державы становится лишь вопросом времени… Неужто ЭТОГО не осознают «національно свідомі» адепты Епифания (Думенко) и компании?!
МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ – БОЛЬШИЕ ЗАБОТЫ
Впрочем, тут нет ничего загадочного: все реформации, революции, национально-освободительные движения, в конечном счёте, преследуют одну цель – улучшение жизни народа. Чего, увы, не произошло. Более того, родимый «корабль», основательно потрёпанный бесконечной грызнёй «комсостава» и неудачными попытками модернизировать «ходовую часть»-экономику, прочно сел на кризисную мель. Надо же: из промышленно развитой республики мы превратились в нищенствующий аграрно-сырьевой придаток высокоразвитых стран! Закономерен судьбоносный вопрос: по-че-му? А ещё – кто виновен? Чем мы хуже других общностей, в том числе «собратьев» по бывшему Союзу?
Немало размышляя об этом и пересматривая публикации специалистов, пришёл к неожиданному выводу: первопричиной родимых бед является… психология. Да-да, она самая! Точнее, господствующий среди земляков синдром «экскаватора» – греби всё ПОД себя! Что же касается интересов, выходящих за пределы собственного «Я», тут автоматически срабатывает синдром «бульдозера» – греби (либо просто самоустраняйся) ОТ себя. Иначе говоря, в первом случае действует хватательный рефлекс, во втором же – отбивательный. Мол, мы люди маленькие – своих забот полон рот. А коллективными гризотами пусть заморачивается начальство: жираф большой – ему видней!
Вот и растащили (кто – вагонами, составами, заводами, а кто – карманами, авоськами, сумками) «всенародное достояние», созданное потом и кровью старших поколений. Естественно, первая категория несунов стала «новыми украинцами» – хозяевами всего и вся, вторая же (абсолютное большинство) – «староукраинцами», изгоями на супердемократическом (сиречь, без чести, совести, морали и, в конечном счете, без Бога, а с торжествующим дьяволом) празднике жизни. Воистину, каждый народ – творец собственной судьбы…
ТАРАКАНЬИ БЕГА
Увы, вместо формирования ИСТИННОГО НАРОДОВЛАСТИЯ соотечественники предпочитают отсиживаться в сторонке либо… делать ноги, то бишь попросту бежать за тридевять земель от обсевших «горячо любимую» неньку бед. Не случайно входим в число мировых рекордсменов по трудовой и постоянной эмиграции населения. К тому же, самого дееспособного, квалифицированного, перспективного. Как не стыдно?! Невольно наворачиваются сравнения с тем же вожделенным Западом, куда так рьяно пнёмся.
Можете представить у них такое явление, как наш «достоинский» Евромайдан? Согласитесь: крайне сложно, поскольку новые «старшие братья» борются со своей властью не за право вхождения в чьё-то объединение и тем паче не за свободное драпание из отчих порогов, оставив их на произвол судьбы, а за наведение порядка на земле предков! Здесь же без катастрофических социальных и природных катаклизмов гордые потомки ариев да казаков, словно тараканы, скопом разбегаются по всему свету – вместо того, чтобы дружно обустраивать общий дом.
Зато организовывать грандиозные шоу, флеш-мобы, гуляния на знаковые даты – за милую душу! Помнится, в Сумах на День Независимости был развёрнут самый большой в мире Государственный стяг Украины – 40 на 60 метров! Воистину, пир во время чумы… Сколь же прав был Тарас Шевченко, клеймя непутёвых родовичей: «Доборолась Україна до самого краю – гірше ляха свої діти її розпинають».
ПРОЩАЙ, НЕМАЯ УКРАИНА…
Времена меняются – неизменен горький Кобзарев присуд: вся наша революционно реформаторская энергия зачастую выливается в свисток – зычный, эффектный, но малоэффективный в созидании цивилизованного общества. К тому же с потугами назначить козла отпущения в лице «підступних зайд», «місцевих зрадників-манкуртів», «ворожої конфесії».
Или ошибаюсь, зряшно оговаривая достойных уважения и почитания суперпрогрессивных активистов-единоплеменников, которым просто мешают развернуться оные недоброжелатели? Хотя напрашивается обращение к авторитету ещё одной весомой фигуры украинского национального возрождения – Симону Петлюре, которого трудно заподозрить в симпатиях к «воріженькам»: «Не так страшны российские вши, как украинские гниды».
Выходит, торжествующе процитированные при открытии безвиза экс-гарантом Конституции лермонтовские строки: «Прощай, немытая Россия, – страна рабов, страна господ», – не чужды и местному «загалу». Стоит лишь заменить «немытую Россию» на «немую Украину». И вообще, не будем забывать, что слепая ненависть, особенно в веровальной сфере, – оружие слабых. Нам же, как никогда, нужен зрячий, сильный, трезво мыслящий гражданский ум и реальные – а не на публику – действия по защите национальных интересов и духовных приоритетов! Но вот какие именно?