Юрий Скиба: «Ненавижу ваши взгляды!»

Так в сердцах заявил  непримиримому оппоненту великий французский философ Вольтер, оговорившись: «Но за то, чтобы вы могли свободно их исповедовать, готов отдать свою жизнь». Заметьте: СВОЮ, а не, как повелось, ЧУЖУЮ! Подтверждений тому несть числа. Даже в святом месте трёх религий (иудаизма, ислама и христианства) – Иерусалиме.

ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ… ТОТАЛИТАРИЗМА

О чём свидетельствует стремительно нарастающее противостояние вокруг тамошней Храмовой горы и планов восстановления на ней разрушенного два тысячелетия тому римлянами храма Соломона. Надо полагать, на месте ныне сущего мусульманского места поклонения – мечети Аль-Акса и Купола Скалы… О жутких последствиях такой «рокировки» страшно и подумать. Как минимум, гарантирована новая арабо-израильская мясорубка, с неизбежным подключением союзников, партнёров и единомышленников обеих враждующих сторон. Вот вам и Третья мировая бойня – вместо Третьего-то Храма с явлением ожидаемого иудеями Машиаха (Мессии)! Стоит ли овчинка выделки?

Воистину, нетерпимый к иной мысли, вере, культуре фанатизм подобен самоубийственному бумерангу, НЕИЗБЕЖНО поражающему не только «чужаков», но и его безумного хозяина. Что мы (точнее, наши деды и прадеды) уже испытали на собственной шкуре после «эпохального» 1917-го…   Ловлю себя на мысли: подобные опасения уже встречал в поразительно актуальной брошюре… столетней давности незаслуженно забытого мыслителя и публициста украинско-польского происхождения Лео Бельмонта «Толпа. Разрушение и творчество в революции», случайно «откопанной» в букинистическом магазине: «Именно этот переходный период в истории (Российской империи начала XX в. – Ю.С.), когда для борьбы со старой силой восстаёт новая, неизмеримо грозен и опасен, заставляя содрогаться за ближайшее будущее. Вы с ужасом вопрошаете себя, не ожесточается ли, не звереет ли всё вокруг, не утрачиваете ли и вы сами, захваченные вихрем времени, несущем запах крови, человеческие чувства? И начинаете опасаться, что победа революции будет триумфом разнузданных стихий, а новые лучшие формы застанут людей на более низком уровне нравственности, чем настоящий».  Согласитесь: не в бровь, а в глаз сложнейшей проблеме  вопиющего несоответствия высокого развития интеллекта современного «человеческого фактора» с его дремуче тоталитарной психологией «или по-моему, или никак»!

ИСКУССТВО ЕДИНЕНИЯ ВОКРУГ ОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ

Напрашивается поучительная сценка из новеллы Стефана Цвейга «Амок»: «Мною будто овладела лихорадка. Я утратил способность отвечать за свои поступки. То есть чётко осознавал, насколько необдуманно всё, что делаю, но уже не имел власти над собой и, как одержимый, бежал вперёд, видя перед собой одну цель…» Это особенное сомнамбулическое состояние  неконтролированности собственных поступков, похоже, ныне зашкаливает в действиях как отчих, так и зарубежных власть имущих из боготворимого нами Запада.

Не в пример куда более толерантному и взвешенному Востоку. Особенно в столь   чувствительной сфере – духовности. Вспоминается дальновидность подхода к преодолению сверхсложных межрелигиозных и расовых противоречий в Сингапуре, где довелось побывать в составе научной экспедиции на исследовательском судне «Каллисто». Разделённый на несколько секторов по этническому составу населения – Чайна-таун (китайский город), индийский, малайский, тамильский, европейский кварталы, – островной город-государство, по общему согласию его разноцветных, многоплеменных и поливеровальных сограждан, сконцентрировало большинство своих храмов на… порубежно «нейтральной» территории. Посему, как в музее мировой теологии, рядом расположились христианские церкви разных направлений, исламские мечети, буддийские пагоды, множество региональных молитвенных домов.

Мотивация такого, на первый взгляд, странного духовного винегрета гениально проста: попробуй-ка устроить «крестовый поход» либо «джихад» супротив соседа, отделённого от тебя лишь символичной оградой, а то и вовсе без таковой! К тому же, священнослужители повсеместно проживают в прилегающих светских многоэтажках. Не случайно в одном подъезде можно встретить многоцветье, казалось бы, несовместимых эсхатологических символов и убранств – сама жизнь научила тамошнюю людность великому искусству единения вокруг общих интересов. Вот и имеют один из самых высоких уровней жизни и социальной стабильности в бывшей захланной английской колонии…

УЖИВУТСЯ ЛИ РЯДОМ СВЯТЫНИ-АНТИПОДЫ?

Нам бы нечто подобное! Имей православные, греко-католики, католики, протестанты, иудеи напротив собственных молитвенных домов аналоги коллег из «оппонирующих» конфессий, с которыми просто вынуждены ладить, встречаясь ежедневно до и после службы Божией, очевидно, и в разворохобленных душах прибавилося б Господнего смирення, любви к ближнему. Независимо от его сущностной ориентации и мирских интересов. Может, и стали бы тогда ближе к «Царству Небесному», памятуя библейскую истину: средоточие Всевышнего – не в наших сооружениях, а в наших душах (Мт. 6:5,6).

Проявим же внимание венцу Божественного творения – человеку: своему менее успешному соседу,  спасём от преждевременного небытия и страданий хотя бы одного неудачника, заблудшего, немощного, несправедливо гонимого – и нам воздастся! Сказано же в Писании: «Вера без дел мертва» (Як. 2:20). Иначе не избежать второго распинания Иисуса Христа. С прославленим Его памяти церковними звонами и дискредитацией Его идеалов негодними действиями. Подобно силовому захвату храмов канонической УПЦ псевдоверовальными фанатиками с молчаливого благословення иерархов освящённой Фанаром «объединённой украинской церкви» – ПЦУ.

… Что же касается повода к нашему разговору – острого конфликта вокруг религиозной «специализации» иерусалимской горы, ситуация впрямь выглядит тупиковой, подстать ветхозаветному спору за первородство двух сыновей-близнецов Исаака – Иакова с Исавом, ставших родоначальниками двух народов – евреев и едомлян (идумеев). Только вот разрешить  «новобытийную» коллизию не удасться чечевичной похлёбкой. Явно не обойтись без исторического компромисса. Ведь отсюда, согласно исламу, пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне, а ранее стояли первые два иудаистских Храма и по традиции должен быть возведен их преемник. Словом, два равноценных тотема… Так, может, действовать по-сингапурски? То бишь разместить обе святыни рядышком, как подворья добрых соседей…

Смотрите также

Оставить сообщение