Юрий СКИБА: ПРОЗРЕНИЕ ИЛИ ПРОФАНАЦИЯ?
Такой вот нелицеприятный вопрос подспудно напрашивается от нарастающего «религиозного ренессанса»: возрождение старых и возведение новых храмов, увеличение численности прихожан, насыщенность церковной терминологией и образностью отечественной публицистики, литературы, искусства, даже политики. Уже не говоря о поголовной моде на вычурные, носимые напоказ – под стать украшению – крестики в виде кулонов (кощунство!) среди «ближних», нередко далёких от высокодуховных приоритетов. Как, спрашивается, ЭТО совместить в нынешней-то «просветлённой» действительности с бездной несправедливостей, обид и вопиющей греховности?!
КОГДА ВСЁ ДОЗВОЛЕНО…
С одной стороны, безусловно, радует, что наше общество, наконец, по достоинству оценило судьбоносность укоренения на родимой земле веры в Живого Бога. Небось, не забыли ещё, к сколь катастрофическим последствиям привело её семидесятилетнее забвение и потоптание в минувшем веке? Бесчеловечное истребление, превращение в «лагерную пыль» миллионов сограждан – «врагов народа», включая массу далёких от мирских страстей священнослужителей, насильственное закрепощение крестьянства в колхозах, голодоморы, внеэкономическая уравниловка, жуткое оболванивание народа эфемерным «призраком земного рая, бродящим по Европе»…
Трижды прав Фёдор Достоевский: ежели Бога нет – всё дозволено! Но, с другой стороны, не шибко верится, что соотечественники, массово повалив в храмы, РЕАЛЬНО боговдохновились. Начиная с самых-самых «верхов». Иначе просто не допустили бы беспардонно циничного и безнаказанного грабежа абсолютного большинства «братьев во Христе» нахрапистыми и морально неразборчивыми хапугами-«бизнесменами». К тому же, часто-густо пополняя собою, любимыми, их ряды, вопреки Господнему предостережению: собирать богатства на небе, а не на земле. Вспомним хотя бы шикарные барские поместья «независимо украинских, сплошь народолюбивых» президентов… Наблюдая, как истово осеняют себя крестом наши министры-капиталисты на торжественных литургиях, в который раз осознаёшь непреходящую мудрость едва ли не самого частого определения Учителя в адрес и своих хулителей, и хвалителей: «Лицемеры!»
В ЦЕРКОВЬ – СЛОВНО В АПТЕКУ
Увы, негодный пример двойной морали родимых «атаманов» оказался весьма заразителен для простого люда: стало повсеместным правилом одной рукой креститься, а другой – «беситься». То бишь жить по порочному, фактически богоборческому, принципу: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не согрешишь. Тем самым исподволь выработалось сугубо ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ отношение к вере. Факт: в массе своей мы вспоминаем о Всевышнем и его земной обители – церкви, лишь столкнувшись с проблемами со здоровьем, материальным благополучием, социальным статусом. Напрочь забывая, что Спаситель явился миру прежде всего для его ДУХОВНОГО исцеления! Мы же, подобно современникам-очевидцам подвижнического служения Иисуса Христа, воспринимаем Его в основном… чудотворным врачевателем телесных недугов. Не потому ли Посланец Небес, постоянно сталкиваясь с обращениями к Себе за помощью в такой «приземлённой» роли, нередко награждал просителей нелицеприятными характеристиками: «маловеры… народ ленивый и лукавый… развращённый… доколе буду терпеть вас?»
СВЯТЫЕ – РЯДОМ
К счастью, в циничной отчей карусели двойной морали ещё немало примеров стойкости противостояния коварным искушениям лукавого. Возьмём тернистый путь к истине, пройденный добрым знакомым Иваном Васильевичем Калинюком, которого заинтересовали мои веровальные публикации. Полвека тот прожил, что называется, «как все», с добром и злом вперемешку. Толчком же ко второму – духовному – рождению ему послужило видение во сне… собственной кончины: отделение своей души от тела… оплакивание его роднёй… прохождение суровых мытарств-судилищ за житейские грехи… животный ужас перед вечными муками… Наконец, непостижимая встреча со Светоносной Сущностью, которая милостиво дала согласие на «вторую попытку»…
«Бред!» – отмахнулся бы иной на месте Калинюка и выбросил из головы привидевшуюся «экскурсию» в потусторонний мир. Он же со всей серьёзностью отнёсся к случившемуся – как к последнему звонку-предупреждению Свыше: забыть о пьянках, барышничестве, погоне за плотскими утехами. Пока не поздно… И – нисколечко не жалеет о сделанным тогда выборе, ощущая себя на десяток лет помолодевшим, здоровым физически и нравственно, будучи вдохновляем «подсказками» Божьего промысла. В доме Ивана Васильевича не водятся дорогие вещи, а в кармане – солидные купюры. Но, поверьте, мало сыщется столь удовлетворённых своей жизнью! Его искренняя, радостная улыбка, неизменная приветливость вызывают даже «белую зависть»: это надо же – в наше покрученное времечко иметь столь ясный и умиротворённый взгляд, такую светлую душу, готовую в любой момент прийти на помощь КАЖДОМУ.
Не случайно у него практически нет врагов, несмотря на приобретённую у окружающих репутацию чудака. Хотя, по мне, дело не в чудачестве, а в особенном мировосприятии – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ко всему сущему. Ведь душевная чернота, по убеждению Ивана Васильевича, происходит от незнания первооснов природы, предназначения человека и неотвратимости тяжкой кары на «том свете» за всё лихое не только в действиях, но и в мыслях. Посему, мол, негодяям, хапугам, чинодралам, злодеям и просто злостивцам следует терпеливо разъяснять всю неразумность, бесперспективность их губительных страстей, а не платить обидчикам той же монетой… Святая наивность?
Задумаемся: стало ли бы христианство самой влиятельной мировой религией, не выдвини парадоксальную, на первый взгляд, «наивность»: возлюби ближнего своего, как самого себя. Даже, когда тот является твоим гонителем. Иное дело, что подняться к уровню сей великой истины, превратив её в норму собственного поведения, далеко не каждому по плечу. Моему знакомому удалось. Мне же – пока нет. А вам? Скажем, могли бы, подобно ему, убеждённо заявить: «Счастье – в вере!»?
БЛЕСК И ПРАХ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА
По убеждению собеседника, первопричина современного падения морали при видимости духовного возрождения кроется в беспрецедентном росте… двойных стандартов. Даже когда мы, казалось бы, отрешённо возносим хвалу Всевышнему, сплошь и рядом кривим душой: помолившись в храме, исповедовавшись священнику в грехах, за порогом Дома Господнего… принимаемся за старое – лжём, воруем, святотатствуем, свидетельствуем ложно ради собственной выгоды. Опосля же вновь покаянно бредём к святым образам…
— Как же разорвать сей замкнутый круг? – интересуюсь.
— Универсальных рецептов не имею. Скажу о себе. Утром прежде всего обращаюсь к Небу, прошу: «Господи Иисусе Христе, помоги мне измениться к лучшему… Дай мне ещё пожить, будучи нужным людям и самому себе!» Поверьте, после этого единения с Творцом у меня будто крылья вырастают, а внутрь вливается какая-то чудодейственная сила, укрепляющая стремление преодолевать самые сложные испытания и искушения, радостно встречать каждый день, с готовностью откликаясь на чужие беды и страдания. В целом же стараюсь руководствоваться интересами и запросами духа, а не утробы. Ем, предварительно помолившись, совсем мало – сырые, без термообработки, продукты растительного происхождения, мяса практически не употребляю. Сказал же Бог: «Тот, кто ест плоть убитых животных, ест от тела смерти, и их смерть станет его смертью». Голода не чувствую, поскольку энергия, освобождённая от переваривания дегенерированной огнём и кипятком еды, исцеляет меня, а не разрушает, как ранее.
И вообще, продукты, одежда, жильё, иные «коммунальные» удобства, считаю, призваны служить лишь материальной подоплёкой для развития и укрепления бессмертного духа. Ежедневно же сталкиваясь с «вещизмом», хочется воскликнуть на весь мир: «Люди! Берегитесь суетного потребительства – всё это прах. Подставляем лучше нашу усохшую в безверии либо маловерии сущность жизнеутверждающим лучам веры, надежды и любви. Ибо единственное, что нас утешит в последнюю годину, – доброта, устремлённая на других. Ведь то, что сознательно, а то и по невниманию, небрежению бросаем в окружающих – негатив либо позитив, НЕИЗБЕЖНО, подобно бумерангу, возвращается назад. Воистину, как аукнется, так и откликнется… в Книге Жизни, заносимой Свыше на каждого!»
… Слушая мудрые рассуждения простого труженика, «не отягощённого» ни престижным образованием, ни высокой должностью или научным званием, невольно задумывался над собственными ориентирами, ценностями: правильно ли живу, тому ли поклоняюсь? Может, подобные сомнения не чужды и кое-кому из читателей?