Юрий Скиба: «Счастье всего мира не стоит одной детской слезы»

Это потрясающее откровение Фёдора Михайловича Достоевского невольно приходит на ум в отмечаемый 20 ноября Всемирный день ребёнка. Что глубоко справедливо: и впрямь, чему радоваться  взрослым, ежели предмет их удовлетворения делает несчастными своё будущее – детей,  внуков?!

ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА, НО НЕ ВСЕ ДОСТОЙНЫ ЕГО…

«Ты тоже наркоман?» – деловито  поинтересовался соседский мальчуган, когда автор привычно  подался через лесопосадку к пляжу. «С чего ты взял?» – «А там постоянно колются…» Ничего себе «детские» познания! Уточняю, откуда сие ведомо юному «следователю». – «Шприцы  валяются…» Очевидно, решив по обескураженному виду деда-лоха, что от него проку никакого, малолетний знаток тутошних «парижских тайн» подался к своим приятелям. Дела-а-а… И впрямь, среди деревьев частенько попадаются использованные «ширки». Что, конечно же, не ускользнуло от внимания глазастой и любопытной ребятни. А местных стражей закона? Что-то не доводилось их там встречать…

Какие же выводы для себя делают малыши, каждодневно сталкиваясь со «взрослыми» пороками?  И что мы, многоопытные дяди и тёти, делаем, дабы оградить их от  губительных соблазнов? За ответами решил обратиться к представителю самой авторитетной отечественной структуры – религии. Что показали недавние социологические исследования: стремительно теряющим рейтинг власть имущим доверяет лишь треть опрошенных, а оппозиции, партиям, общественным организациям – и того меньше. Безоговорочно же лидируют церковнослужители – большинство респондентов! Похоже, многократно обжёгшись на  лицемерных  обицянках-цяцянках «элиты» всех мастей, соотечественники, наконец, обратились к Божественным ориентирам-заповедям, выдержавшим проверку тысячелетиями…

Вспомним, сколь высоко оценивал младую поросль Иисус Христос в 9-й и 10-й главах Евангелия от Марка: «Взяв дитя, поставил его посреди учеников и, обняв, сказал: кто примет одного из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня (то бишь – Отца Небесного)». И наоборот: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше быть брошенным в море с подвешенным на шею жерновом». Более того, «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него».

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО ПОЖНЁШЬ

И впрямь, в Божественном откровении отражена суть человеческого естества – явление на свет ангельски чистым от всяческой душевной скверны. Ею мы «обрастаем» в меру возмужания и соприкосновения с «заматерелым» миром. Позаботиться же о надёжной «прививке» от греха, по мнению настоятеля местного Свято-Успенского храма отца  Сергия, изначально обязаны родители. Именно они для малыша – первый и самый важный объект подражания. Скажем, какой урок преподносит мама, дымя сигаретой в присутствии своего чада? Или сквернословящий при нём отец, встретив приятелей, а то и «раздавив»  с ними бутылку спиртного? Нечего тогда поражаться и возмущаться, когда со временем от наследников начинает разить табаком, алкоголем вперемешку с матами-перематами…

Что уж говорить о «воспитании» посредством всеядного Интернета, отупляющих компьютерных игр, всепродажной рекламы – от «любимого пива футбольных болельщиков» до «стимуляторов потенции»! К сожалению, «демократическое» государство напрочь самоустранилось от нейтрализации морально неразборчивой «массовой культуры». Факт: ушли в небытие станции юных техников, насыщенные множеством кружков и секций Дома пионеров, детские спортивные школы. Вот и «просиживают» целыми днями малыши в том же Интернете, социальных сетях, просаживают родительские денежки и собственное здоровье за игровыми автоматами, бездумно «тусуются» по подъездам, попадая в сети торговцев наркотиками, обретая глубоко порочные жизненные ориентиры.

ПЕРЕСТУПИТЬ ПОРОГ…

Проходя как-то мимо группы соседских подростков, оживлённо  дискутирующих в придомовом сквере, поинтересовался:

— Что, ребята, решаете, куда пойти учиться дальше?

   — А к чему спешить?

   — Ну, хотя бы за знаниями, достойной профессией…

   — Это теперь мало что стоит.

   — А что – много?

   — Умение «делать деньги»!

   — И какая сумма вас устроила бы?

— Та, за которую можно купить всё, – очевидно, для подкрепления заявленного собеседник, с молчаливого согласия компании ведший со мной приведенный диалог, выразительно обвёл рукой вокруг себя. Поразила серьёзность, с которой это было сказано и показано. Он отнюдь не бравировал своей «взрослостью», не «отшивал» фартово навязчивого мужика, а ДЕЙСТВИТЕЛЬНО так думал. По всему видно, при полной солидарности приятелей…

Мне, впятеро старшему, стало не по себе от их холодного, выкристаллизованного прагматизма, с трудом представляемого во времена своей юности. Помнится, мы, безусые «шестидесятники», на пороге зрелости думали и спорили о чём угодно – чудесах науки и техники, путешествиях, футбольных матчах, личных творческих планах, наконец, о своих – большей частью сфантазированных – «победах над девчонками». Только не о деньгах, хотя их, как правило, у каждого в кармане водилось в лучшем случае на пару пятикопеечных пирожков с бутылкой двадцатикопеечного кефира. Да и кумиры у тогдашней молодёжи были сущими бессребрениками,  готовыми щедро одарить мир плодами своего ума и сердца.

Взять хотя бы зачитываемую до дыр повесть Даниила Гранина «Иду на грозу»: её герои, молодые учёные, без колебаний брались за менее оплачиваемый труд, портили отношения с «влиятельными лицами», до хрипоты спорили между собой ради достижения общественно важных результатов в поставленных перед собой, опять-таки лично бескорыстных, целях. Не скрою, сам после окончания университета подался на Дальний Восток отнюдь не за «длинным рублём», а, как пелось в популярном шлягере, «за туманами и запахом тайги». Чего отнюдь не скажешь о нынешнем массовом коммерческом «туризме» сограждан, в основном молодых людей, рвущихся тоже за «зеленью», только не таёжной, а денежной – американскими долларами. И готовыми ради этого ломить на «ударных стройках капитализма» в любом, даже самом унизительном, качестве – чернорабочими, подметалами, ассенизаторами, подтирателями попок богатеньких западных «буратин». Вместо того, чтобы дружно взяться за наведение порядка в нашем общенародном доме. Стыдоба!

ПОЧЁМ… СЧАСТЬЕ?

Конечно, раньше, как говорится, и снег был белее, уже не говоря о  разнице между подростковым и дедовским мировосприятием. И всё же, думается, за последние три десятка дикорыночных лет произошли более чем просто естественные межпоколеньевые изменения – РАДИКАЛЬНО «сдвинулась» сама шкала общественных ценностей. На что автоматически среагировала отечественная юнь. Она будто обрела синдром ускоренного старения, но не физического, а морального. Ибо нормальный человек начинает задумываться о «толстом кошельке», лишь с годами, порядком подустав от всяческих передряг. А тут, вишь, ещё не понюхав жизненного пороха, не пролив ведёрко пота в достижении своих мечтаний и задумок, восходящее поколение сразу… впадает в душевную старость – стремление  обрести все блага, так сказать, на шару, купив, а не добившись их собственным трудом!

Но судьбу не обманешь и не подкупишь – даже за объёмную торбу «капусты». Мягко устланная ею тропа к полноценной самореализации оборачивается массовой трухлявостью духа – девальвацией «некассовых» знаний и умений. Не случайно, по данным Социологического центра при Киевском университете, только шестьдесят процентов опрошенных выпускников  городских школ настроены продолжить образование. Заметьте: прежде всего  в «хлебных» вузах – экономических, юридических, медицинских и пр. А чем же вознамерены заниматься остальные? Преимущественно «делать деньги», как и мои  знакомые-незнакомцы… Кто же тогда будет вытаскивать всегосударственную «неньку» из социально-экономической трясины?

МЕЖДУ СОВЕСТЮ И КОРЫСТЮ

Невольно вспоминается по теперешней терминологии «совковый» фильм «Коммунист» – основанную на реальных событиях потрясающую  историю  о Настоящем Человеке – самоотверженном рядовом партийце (где бы таких сыскать промеж нынешних-то цинично эгоистичных политиканов!) Василии Губанове, в тяжелейшее время гражданской войны ценой СВОЕЙ жизни спасшего жизненно необходимый ДРУГИМ эшелон с хлебом. И таких губановых тогда было немало – простых, неброских, но удивительно цельных личностей, всецело преданных идее построения справедливого, гуманного общества. И не их вина, что прекрасные идеалы обернулись провалами да преступлениями.

Как говаривал мудрец, все революции замышляются идеалистами, осуществляются фанатиками, а их плодами пользуются прохвосты… Задумаемся: реален ли в отчей «возрожденческой буче кипучей  подобный тип альтруиста, для которого своё неотделимо от нашего? Смог бы «пересічний» современник, подобно другому персонажу киноленты, устоять от соблазна поживиться за чужой счёт, терпя муки голода и отдавая крохобору-мешочнику собственную одежду за кусок хлеба, но не трогая продукты из сопровождаемого им вагона с ОБЩЕСТВЕННОЙ едой?

Наконец, в состоянии ли представить сегодняшнего министра-капиталиста, теряющего сознание от недоедания на заседании правительства, подобно первому наркому продовольствия (!) молодой Советской республики Александру Цюрупе? Поверьте, автор этих строк далёк от намерения обелить, а тем паче оправдать, перенесенные родным «загалом» бедствия в период так называемого реального социализма. Но факт остаётся фактом: тогда, век тому, в горниле гражданского противостояния, голода, разрухи порядочность и бескорыстность встречались куда чаще, чем ныне смиренное покаянне доморощенных «новых украинцев» перед обокраденными собой же бедолагами-«староукраинцами» с возвращением им  неправедно присвоенного добра. А молодёжь – очень чуткий индикатор «взрослой» жизни – резонно делает ставку на пусть трижды  нечестные и несправедливые идолы богатства, равнодушно обходя светлые, благородные, но неприбыльные идеалы.

Или ошибаюсь?

Смотрите также

Оставить сообщение