Юрий Скиба: Возлюби? Ближнего?

Кощунственные откровения иерархов ПЦУ – архиепископа Афанасия («В одной руке – крест, в другой – пулемёт») и «Почётного патриарха» Филарета («Искупление кровью» донбасскими отделенцами, прежде всего – русскими «зайдами») – невольно напомнили  мудрое высказывание выдающегося французского математика, физика и философа XVII в. Блеза Паскаля: «Есть две категории людей: праведники, считающие себя грешниками, и грешники, мнящие себя праведниками. Последних – абсолютное большинство». Особенно, когда вторая категория становится «пастырями». Чего же тогда поражаться стремительному росту политического экстремизма, рядящегося в тогу защитников «віри й землі предків»?!

ПРИХОЖАНЕ–ЗАХОЖАНЕ

Худой пример заразителен. Ежели в Церкви, высокопарно поименованной «Святейшей», ставят под сомнение выделенную Иисусом Христом вторую важнейшую заповедь о любви к ближнему, подобно самому себе, заменяя её «искуплением кровью» инакомыслящих соотечественников, как это «новшество» совместить с чёткой установкой Учителя: «Моё царствие не от мира сего»? Вот и множатся разуверившиеся в духовных основах общественной морали формальные прихожане, метко названные Вадимом Новинским  «ЗАхожанами». Увы, влияя и на часть паствы канонического православия. Ну, как можно считать себя истинными христианами, посещая дом Господний лишь по великим религиозным праздникам?! Да и то избирательно – дабы что-то ПОЛУЧИТЬ от Всевышнего (освятить воду, плоды земли, готовые продукты, обвенчаться, крестить новорожденного, отпеть усопшего). Совсем иная картина, когда предстоит самим ПОДЕЛИТЬСЯ – временем, физическими и нравственными усилиями, наконец, собственной копеечкой на богоугодные дела.

Даже ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ для всех православных воскресные службы регулярно посещает горстка народу. Да что там воскресные! К примеру, на Рождественской литургии здешняя церковь отнюдь не ломилась от наплыва пилигримов, жаждущих приобщиться к великому чуду явления миру Спасителя! Зато на Крещение Господне в обширном подворье яблоку негде было упасть от – уж не обессудьте – «мнящих себя праведниками». Причём многие из них И ТОГДА не соизволили войти храм помолиться, покаяться. Будто ник-к-каких грехов за собой не чувствовали… Кого же мы дурим своей «избирательной» набожностью? Самих себя. Сказано ведь в Священном Писании: «Каждому – по его вере». ВЕРЕ, а не видимости таковой! Трижды права Лина Костенко: «Украина не поднимется с колен, пока не станет на колени перед Богом»…

КОМУ КАКОЙ  «АНАНАС»…

Пока же в массовом сознании религиозность часто-густо подменяется околоцерковной обрядностью, замешанной на языческих обычаях. В сознании всплывает полугодичной давности типичная сценка.  «Дзинь-дзинь!» Отворяю дверь. На пороге – две милые девчушки. «Дяденька, можно пощедровать?» – «Милости просим». Переглянувшись, утренние посетительницы дружно заводят щемотно знакомый с детства мотив: «Щедрик-ведрик! Дайте вареник, Кільце ковбаски, Бубликів в’язку. На додаток – п’ятака: нехай щедриться рука!»

Как водится, одариваю конфетами юных певуний. С кислой миной приняв сладости, те вопросительно уставились на «дяденьку», будто в ожидании более весомого «дополнения». Мол, прозрачно же намекнули на пятак… Вмиг испарилось светлое очарование детской непосредственности: под видом добрых вещуний Господней благодати пожаловали прозаичные заробитчанки. Не случайно даже веками отшлифованные бесхитростные призывы к хозяевам разделить с ними радость пользования плодами земли-кормилицы Із колосочка – жита мисочку, Мені – млинець, Грудочку кашки, Пару яєць») превратились в беспардонно жлобское вымогательство всего и помногу. Но главное – денег… Где уж тут подумать о чём-то более возвышенном?

Воистину справедлив Христос: где богатство у человека – на небе или на земле, там и сердце его… Не потому ли Небеса остаются глухи к нашим отчаянным взываниям помочь восстановить справедливость в окружающем социальном «беспределе»? Где, выражаясь словами Маяковского, «белый (то бишь циничный деляга-рвач) ест ананас спелый, а чёрный (простой и совестный работяга) – гнилью мочёный».

ЧЕЙ ГОЛОС СЛЫШНЕЕ НА НЕБЕСАХ

Убедительный ответ, считаю, дан в продемонстрированном на православном телеканале  поучительном фильме, переведшем две евангельские притчи на реалии сегодняшнего дня. Сюжет первый. Приходской священник, доведенный до отчаяния бессилием хоть как-то помочь исповедуемым мирянам, страдающим от бесправья и нужды, возроптал на попускающего беззакония Бога. Вдруг рядом оказывается Ангел и предлагает оробевшему батюшке заглянуть в души «подотчётных»  сограждан. Оказалось, каждый богомолец, истово крестясь и бормоча молитвы, занят, ох, какими далёкими от покаяния суетными мыслишками: что приготовить на обед? где достать дефицитную деталь к своему авто? как отыскать припрятанную мужем «заначку»? чем досадить вреднющей соседке? Лишь махонькая девчушка, размазывая по щекам горькие слёзы, робко просит Спасителя отворотить её любимого папку от водки и приятелей-собутыльников. И именно сей тоненький голосочек достигает чертогов Творца всего сущего. Остальные же бесследно растворяются в пустоте забвения.

«ТВОРИ ДОБРО…»

Сюжет второй. Ревностно отбивающей поклоны перед иконами женщине почудилось, что к ней сегодня придёт сам Господь. Наготовив  всяческой снеди, она села у открытого окна выглядывать Высокого гостя. А того всё не видать. Зато вовсю «мешают» надоедливые посторонние: то незнакомый мальчонка, попросивший тётеньку оборонить его от хулиганов (не броди, где попало!), то вконец опустившийся алкаш, которому, видите ли, живот подвело от голода (меньше пить надо!), то нищенствующая молодка с завёрнутым в тряпьё младенцем на руках (Бог подаст!). Словом, всех сварливо отвадила «боголюбивая» дама: не до них! От затянувшегося ожидания она незаметно задремала, как нежданно-негаданно узрела ожившего на иконе Христа, который на её недоуменный вопрос о причинах несостоявшейся встречи укоризненно заявил, что трижды являлся, но оказался неузнан, непринят, отвергнут и даже осмеян…

Согласитесь: оч-ч-чень показательные, будто из многогрешного повседневья вырванные, ситуации! Взываем за поддержкой к Силам Небесным, водночасье не давая себе труда элементарно раскрыть   своё сердце и помыслы для ответного добросердечия. Страстно ожидаем Божьей милости, отказываясь поступиться хотя бы малой толикой собственных интересов. Как тут «возлюбить ближнего»?

На что же рассчитываем, когда придёт наш последний час? Ведь Бога не обмануть показушной молитвенной ретивостью и дотошным следованием ритуальной обрядности – без праведных ДЕЛ, подчёркивается в Писании, вера мертва! Помните поэтово откровение: «Твори добро – добро добром пребудет»? По примеру, скажем, настоятеля Банченского монастыря, что на Буковине, святого отца Михаила Жара – отца в полном и самом высоком смысле этого слова, усыновившего… более двухсот детей-сирот! К тому же, многие из них калечные и больные (в том числе СПИДом). Не случайно этот удивительно благородный, душевно щедрый ВЕРУЮЩИЙ был признан Человеком года и отмечен званием Героя Украины. Нам бы, суетным псевдоверовальным «водоносам», хоть крупицу его боговдохновлённости…

Смотрите также

Оставить сообщение