Заповеди блаженств. Толкование митр. Антония (Паканича)
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:
Введение.
В самом начале Евангелия от Иоанна есть удивительные слова, которые не смогут оставить равнодушным ни одного человека, внимательно вчитавшегося в них: «…Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Эти слова очень ярко и красочно описывают принцип отношения Бога к Своему высшему созданию – человеку. Бог проявляет Свою любовь, когда творит этот мир. Бог проявляет Свою любовь, когда творит, как некий венец всего своего создания, человека. И, несмотря на то, что человек однажды решает устроить свою собственную жизнь без Бога, отвернуться от Него, Сам Бог не отворачивается от человека, не бросает его, но всеми возможными средствами продолжает заботиться о нем. Одними из таких средств заботы Бога о человеке становятся сначала естественный «неписанный» нравственный закон, который Бог влагает в сердце человека для того, чтобы последний в своем постепенном удалении от Бога не скатился совершенно до уровня бессловесных животных и не забыл о том, что он, прежде всего, образ Божий, призванный реализовать себя в этой жизни еще и как подобие Божие.
Но по мере того, как естественный закон всё более и более заглушался в сердце человека, возникла необходимость установления закона внешнего, более совершенного, который бы четко регулировал жизнь человека. Таким образом, человеку был дан закон «писанный», излагающий основные принципы взаимоотношений человека с Богом и подобным себе человеком – «Декалог», или 10 заповедей Божиих. Однако и писанный ветхозаветный закон не был безупречным и самодостаточным. По словам святого апостола Павла, этот закон был только неким «детоводителем» (см. Гал. 3:24), проводником, который со временем должен был привести человека к Тому, Кто Сам является Путем, Истиной и Жизнью – то есть Господу Иисусу Христу.
Но в то же время закон, данный непосредственно Самим Христом, вовсе не отменяет предыдущего законодательства, а дополняет его. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), – говорит Спаситель. Таким образом, Господь наш Иисус Христос продолжил строить на том основании, которое было заложено в древнее время еще пророками. Но Его здание совершеннее – Он исполнил и в то же время восполнил закон. Заповеди, данные через Моисея, Господь сводит к закону совести и сердца. Вследствие этого они написаны уже не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца (Рим. 8:10). Таким образом, Спаситель возводит нашу мысль от земных и временных благ, которыми израильтяне побуждались к исполнению закона, к благам нетленным и вечным, устремляя мысль христианина к Небу как цели его существования.
В отличие от ветхозаветного закона, регламентирующего в основном земную жизнь человека и в связи с этим обещающего своему исполнителю блага в земной жизни, заповеди Блаженств, по замечанию одного современного богослова, – это своего рода декларация христианских нравственных ценностей, обещающих счастье (блаженство) не столько в жизни временной, сколько в жизни вечной. Так, по словам преподобного Макария Великого, цель жизни человека заключается вовсе не в каких-нибудь земных благах, а в единственном благе – соединении с Самим Богом. И если заповеди Декалога в основном ограничивали деятельность человека, то есть запрещали ему совершать те или иные поступки, дабы не нарушить волю Божию, то заповеди Блаженств, напротив, имеют положительное содержание: они говорят о том, что человек должен совершить для того, чтобы унаследовать спасение. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст замечает, что Ветхий Завет отстоит от Нового, как земля от неба.
Заповеди блаженства Христос Спаситель, как мы знаем, раскрыл в Своей Нагорной проповеди. Их девять, и говорят они о том, что должен делать человек, каким он должен быть, чтобы обрести счастье и полноту жизни. Блаженство и есть синоним счастья. Святитель Григорий Нисский определяет блаженство следующим образом: блаженство есть совокупность и полнота всего, что есть благо и что желается как благо, без единого недостатка, лишения и препятствия. Последователи Христа не только ждут блаженства как будущего, но оно присуще их душе как настоящее, поскольку в них присутствует Сам Христос. Другими словами, блаженство – это та внутренняя, неэмоциональная радость, которую человек обретает в этой жизни и которая переходит с ним в Вечность. А заповеди Блаженств – это не что иное, как критерии духовной жизни христианина, «указательные столбы» на его пути в Царство Божие.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ Митрополит Бориспольский и Броварский Все публикации автора »» |