Митр. Антоний (Паканич) о Таинствах Православной Церкви. Таинство Брака

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

Согласно определению Православного Катехизиса, брак – это Таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует святой апостол Павел, когда пишет христианам города Ефеса: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:31-32).

Брачный союз мужчины и женщины – это универсальное явление, которое обусловлено самой человеческой природой. В православном понимании Брак не есть средство для достижения некоторых целей, например продолжения человеческого рода, но имеет цель в самом себе. Брак в христианстве имеет особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. Уже на первой странице Библии, в Книге Бытия, где содержится рассказ о сотворении мира, говорится о сотворении мужчины и женщины. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. И мужчина, и женщина в равной степени являются носителями образа Божия и человеческого достоинства. Потому христианству чужды любые теории о неравноправии между мужчиной и женщиной.

С точки зрения христианства разделение человечества на мужской и женский пол установлено Самим Творцом. И потому лишь в единении мужчины и женщины достигается полнота человеческого существования. Таким образом, в браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь одной плотью, то есть, единым духовно-телесным существом, и таким образом достигают совершенства.

В Православной традиции Таинство Брака еще именуется Венчанием. Это название связано с тем, что священник или епископ, который совершает Таинство Брака, в молитвах этого чинопоследования призывает благословение Божие на новую пару и просит, чтобы Господь венчал молодоженов «славой и честью».

И от этой традиции возложения на головы брачующихся венцов, собственно, и пошло второе наименование Таинства. При этом, стоит отметить, что венцы на головах молодоженов являются, прежде всего, символом божественной славы, которую получает человек в своей добродетельной жизни. Но не только. Брачные венцы могут быть и символом царства, и символом мученичества. В новосозданной семье муж и жена становятся царями и основателями рода. Но в то же время семейная жизнь сопряжена с множеством испытаний, которые супруги должны переносить с такой же стойкостью, как христианские мученики переносили причиняемые им страдания.

Мы должны помнить, что основная цель жизни человека – услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того, чтобы ответить на этот призыв, человек должен отвергнуть свой эгоизм, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача. Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Именно поэтому Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царство Божие.

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение