Митр. Антоний (Паканич): Терпение многому нас учит

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

Сейчас у очень многих людей нередки возгласы: «Сколько же это еще будет продолжаться?», «Когда же наконец всё это кончится?», «Сколько нам еще терпеть?». Но к терпению эти эмоциональные фразы едва ли имеют отношение.

Согласитесь, ведь если бы мы точно знали, когда именно закончится то или иное испытание, то это было бы уже не терпение, а ожидание.

В этом смысле терпение – более сложная добродетель, так как истинное терпение проистекает от доверия Господу, от согласия переносить все скорби без условий до тех пор, пока Сам Бог их прекратит.

Безропотное перенесение скорбей – важное звено в цепи других добродетелей. Об этом говорит апостол Павел: «…Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:3–5).

Как видим, плодом терпения должна стать опытность в духовных делах, а само терпение невозможно без скорбей. Это всегда нужно держать в уме, когда нам очень тяжело.

Также важно помнить, что без воли Божией с нами ничего не может произойти, а все наши испытания, насколько тяжкими бы ни казались, на самом деле переносимы, поскольку таковыми для нас их сделал Господь.

Но самое главное, что терпение многому нас учит. «Терпение и делает нас угодными Богу, и сохраняет нас для Бога. Оно умеряет гнев, обуздывает язык, управляет умом, хранит мир…» – пишет свт. Киприан Карфагенский. И в самом деле, посмотрите, как себя ведут сейчас священники и верующие, которые более всего страдают от притеснений: в их устах молитва и благословения в ответ на глумление, оскорбления и насилие.

И наоборот, как терпение, по словам святителя Киприана, обуздывает страсти, так и его отсутствие выпускает их на свободу.

Потому так важны скорби, так важна эта суровая школа, ведь иначе у нас нет шанса побороть самих себя, свое своеволие, свой язык, свои эмоции.

Пример обратного явления – те, кто сейчас преследует Церковь. Здесь мы видим совершенно необузданные страсти: гордыню, самодовольство, гнев, сквернословие, кощунство… Это наиважнейшей барометр, показывающий уровень духовной жизни.

Тем хуже для гонимых, если в глубине души они лелеют помыслы поменяться местами с гонителями: так же самодовольно возвеличиться и в свою очередь преследовать противников. Такое «терпение», как и желание мести, пользы не принесет.

И это тоже одна из граней терпения – все свои обиды передать Господу, поскольку именно Тот, Кто сказал: «Мне отмщение, Я воздам», лучше нас знает, как утешить Своих детей и как поступить с их преследователями.

Мы же продолжим со смирением, терпением и поддерживая друг друга нести наш крест.

Записала Наталья Горошкова

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение