Пойдут ли украинские власти на «окончательное решение» церковного вопроса?
За последние дни мы стали свидетелями массированной атаки на УПЦ, исходящей как от власти, так и от разных политических сил:
Обыски (или «проверки») в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви; внесение законопроекта о запрете религиозных организаций, связанных с РПЦ; петиция в поддержку этого законопроекта, а также информационная кампания по дискредитации УПЦ.
В принципе, можно разделить действия властей и «законодательную» инициативу партии Петра Порошенко. Последняя может действовать ради собственного пиара в рамках конкуренции за имидж самой «проукраинской» партии. Мол, «слуги народа» недостаточно радикальны в своем патриотизме, поэтому кто-то должен подтолкнуть власть к «окончательному решению» церковного вопроса.
В случае, если законопроект будет отвергнут, это даст основания «ультра-патриотам» обвинить Зеленского в слабости или даже игре в пользу РПЦ. Стандартная схема «вин-вин».
При этом упомянутый законопроект содержит чудовищные антиконституционные предложения. К примеру, норму о том, что «деятельность православных организаций в Украине должна осуществляться» на основе фанарского томоса, выданого «ПЦУ».
Даже людям, не имеющим юридического образования очевидно, что государство не может насильственно унифицировать юрисдикционное или конфессиональное разнообразие религиозных организаций. Это было бы дичайшим нарушением права на свободу вероисповедания. Государство не имеет права решать за верующих, в рамках каких организаций и на основе каких религиозных документов им исповедовать свою веру.
Более того, если развить логику «законодателей» от «Европейской солидарности», можно предложить ликвидировать католическую церковь в Украине, протестантские организации и т.д., заставив их влиться в некую «единую украинскую церковь».
Некоторые «эксперты» от «ПЦУ» ссылаются на опыт Болгарии, в которой жестко расправились с раскольниками, отказав им в праве называться православными. Однако, это сравнение абсолютно некорректное во всех аспектах.
Во-первых, в отношении болгарского внутреннего раскола имел место консенсус всех Православных Поместных Церквей (хотя с точки зрения права даже это не имеет значения). Во-вторых, Европейский суд по правам человека осудил нарушения прав верующих со стороны болгарских властей. То есть пример Болгарии никак не может служить в качестве адекватной юридической аргументации.
Впрочем, те, кто ссылается на болгарский сценарий подчеркивают вовсе не правовую сторону, а то, что подобный правовой беспредел может не иметь никаких серьезных последствий. Мол, если в Украине примут подобный закон, никто не станет налагать на нее какие-то санкции. Максимум «пожурят» за «несовершенство» законодательной базы.
Действительно, на данный момент в Украине могут принять фактически любые антиконституционные нормы, не обращая внимания на их соответствие нормам международного права. Просто мотивируя их «законами военного времени».
Поэтому надеяться на юридическую добросовестность законодателей мы бы не стали. Единственное, что удерживает власти от «окончательного решения» церковного вопроса это, пожалуй, общественная реакция тех украинских граждан, которые причисляют себя к УПЦ. А это по-прежнему миллионы людей.
В этом аспекте, отличие нынешней власти и партии Порошенко возможно заключается только в радикальности методов, а также в отведенных на достижение поставленных целей сроках. А вот их цели – едва ли отличаются между собой.