Сергей Худиев: А о мытарствах — второй половине нескончаемого спора у Худиева — хотелось бы…
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:
А о мытарствах — второй половине нескончаемого спора у Худиева — хотелось бы сказать вот что.
Для начала если бы Бог считал, что людям необходимо знать, что и как будет после смерти — Он бы организовал возможность ездить туда на экскурсии. ?
Но такой возможности нет.
И в Писании об этом говорится крайне скупо: будет Бог, будет Суд, может быть очень хорошо или очень плохо — и еще, что любые образы здесь условны, поскольку происходящее там недоступно нашему здешнему пониманию и восприятию. Все.
Может ли там продолжаться жизнь в виде каких-то испытаний и приключений? Например, прохода через «заставы» или попыток пройти по «мосту», где что-то или кто-то тебе мешает? Все может быть. Но Христос в Евангелии об этом не предупреждает. Видимо, Он не хочет, чтобы мы заранее знали такие подробности.
Людям тяжела неизвестность, и они начинают эти «лакуны» загробного мира чем-то заполнять. Причем предлагают, даже в рамках православного Предания, очень разные версии.
В самом этом ничего плохого нет. «Божественная комедия» — великое произведение; и то, что оно художественное, и автор точно писал не по личным впечатлениям, совершенно его не портит.
Но когда эти художественные фантазии и догадки начинают восприниматься как реальность, когда люди пытаются каким-то образом точно выяснить, «че как там будет», и к этому заранее подготовиться — в этих судорожных попытках, имхо, чувствуется большое недоверие Богу и желание Его «обыграть». Вроде как шпаргалку на экзамен протащить.
Даже если (допустим) умершего при входе на тот свет в самом деле будут ждать бесы со списком вопросов — Бог нам этого списка не предоставил. Значит, Он хочет, чтобы мы отвечали «с листа». Значит, не надо рыскать в поисках «шпор» и пытаться облегчить себе задачу. Пусть будет, как Он хочет, а не как нам удобнее.
Это касательно догадок и фантазий о загробной жизни в целом; а концепция мытарств — если ее воспринимать не как средневековое фэнтези, а как, хотя бы до некоторой степени, отражение реальности — очень сомнительна вот чем.
О любом богословии стоит судить по одному главному критерию: говорит ли оно — и что именно говорит — о Боге.
Так вот: в картине мытарств, как уже неоднократно отмечалось, Христос отсутствует в принципе.
Не только как Действующее Лицо, но и даже как Адресат молитв. Что уж совсем странно: самая естественная и самая правильная реакция христианина в опасности — молиться, как молился Иона во чреве китовом. Но здесь, похоже, просто нет такой опции. Душа умершего, ангелы, бесы, другие души — все существуют сами по себе, бурно общаются, проводят друг с другом какие-то транзакции… честно говоря, стоит заменить несколько имен и терминов — и это будет трудно отличить, например, от древнеегипетской мифологии. Услышав обвинения в свой адрес, душа должна отбиваться и оправдываться, сама или через «адвокатов»-ангелов, указывать на то, сколько она хорошего в жизни сделала и какая она молодец. Тоже вполне языческая картинка. Ни взывания к Богу, ни готовности принять любую участь, ни покаяния, ни смирения (resp. отказа хвалиться своими делами и считать их чем-то «суперважным»)… человеку просто предлагается в духовно опасной ситуации вести себя так, как будто Бога — по крайней мере, христианского Бога — нет.
Это, знаете ли, вызывает вопросы.
А ответы на вопрос: «Почему же Его в этой картине нет?» — в основном сводятся к такой риторике: ишь чего захотели, сиволапые! Чтобы Христос с каждым из вас лично возился и за ручку водил? Хрен вам, недостойны!
(Например, из этой дискуссии: «По моему же возможно ошибочному мнению ожидать, что на частном суде каждый грешник будет доставляться ко Христу ради объявления его печальной судьбы и разъяснения грехов Им лично также несколько самонадеянно».)
И вот это уже выглядит как откровенная война с Евангелием, в котором говорится черным по-белому: да, Христос пришел лично за каждым, да, лично с каждым готов возиться и водить за ручку.
«Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет её? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.» (Лк. 15:3-7)
Об авторе: |
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов Все публикации автора »» |