Сергей Худиев: Относительно различения между «позитивной оценкой» и «поклонением»….

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Относительно различения между «позитивной оценкой» и «поклонением».
Разумеется, применительно к большинству других деятелей в истории позитивная оценка никак не есть поклонение — идет ли речь о Черчилле, Николае II, Джефферсоне, Сесиле Родсе и т.д. Такая оценка может быть неверной — но совершенно не обязательно поклонением.
Однако в отношении некоторых деятелей — и в некотором контексте — это различение неизбежно размывается. Например, в 90-тые годы был такой духовный учитель Секо Асахара (его потом в Японии повесили). Его культ — «Аум Синрике» — был одно время очень заметен в России, по «Маяку» передавали его проповеди и мантры, он собирал стадионы, и, как говорили, довольно успешно проникал во власть. Секо был окружен богоподобным поклонением — к ужасу не-адептов, которые говорили, что они там рехнулись совсем, сделали себе из заезжего жулика бога. Сами культисты сияли всей мощью пробужденной кундалини и открывать им глаза на то, с кем они связались, было глухо. Кундалини — это дело такое, как пробудят, так потом не усыпить.
В этом контексте говорить «ну давайте не будем огульно очернять Секу Асахару, давайте признаем его заслуги перед человечеством» значило становиться на сторону культа. Потому что когда вы имеете дело с претензиями культистов на что, их лидер — ни много ни мало, как Христос, вы можете занять только две позиции: «скорее бегите от этого мошенника» или «о, припадаю к лотосным стопам, пробудите и мне кундалини»
То есть граница между одобрением и поклонением размывается, если человек является предметом поклонения в действующем культе. Сталин создал культ, в котором принимал почести, уместные только для Бога (я приводил примеры в статье «Церковь и культ», ссылка в первом комменте), и когда человек принимает богоподобное поклонение, у вас есть две опции — признать такое поклонение уместным и справедливым, или отвергнуть его. И «давайте позитивно оценим» гораздо ближе к первому, чем в второму.
Еще один аргумент — «можно выделить нечто доброе и за это поблагодарить, не оправдывая, однако, преступлений» я рассмотрю в следующем посте.

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также