Сергей Худиев: Про то, что сталинизм – не религия
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:
Про то, что сталинизм – не религия
Мне это часто говорят, и вот что я отвечу.
Это зависит от определения. Не религия в смысле «поклонения сверхъестественным силам» – конечно, сталинизм это материализм. (Впрочем, у Проханова он уже с густой примесью оккультизма, там поклонение сверхъестественным силам, и не трудно понять, каким) Но если мы берем определение Тиллиха – религия как «предельная забота», то, что сам человек почитает самым важным в своей жизни, или Фромма – «система взглядов и действий, которой придерживается какая-либо группа людей и которая служит индивиду схемой ориентации и объектом поклонения» — то именно что религия.
Приведу пример. Допустим, я сделался большим поклонником младотурок и воспеваю их великие достижения – вытащили свою страну из вековой отсталости, и вообще большие молодцы. Я понимаю, что мои армянские друзья смотрят на младотурок исходя из своего исторического опыта – то есть совсем иначе. Я понимаю, что несомненно испорчу с ними отношения. Если я продолжаю славить младотурок, это очевидно означает, что я ценю мои отношения с армянскими друзьями несравненно ниже, чем мое горячее восхищение младотурками. Плевать мне на моих армянских друзей в таком случае, по правде сказать. Не друзья они мне.
Вот если вас восхищает гонитель Церкви и убийца ее святых, это значит, что Христос и Его святые вас не интересуют, вы не опасаетесь испортить с ними отношения – во всяком случае, они для вас гораздо менее важны чем тов.Сталин, который и является для вас самым дорогим в жизни – уж всяко дороже Христа и Его святых мучеников. Именно он для вас объект поклонения, а не Христос.
Об авторе: |
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов Все публикации автора »» |
кстати, да — православный сталинист — это примерно как еврейский нацист или армянский младотурок. В принципе, ситуация возможная, но странная
Мне всё-таки кажется, что у очень многих русских сталинизм этот — назло кому-то. Обычно тем, кого у нас принято называть «либералами». Ну как раньше был типа «русский фашизм». Людям просто казалось, что условному Шендеровичу типа неприятно от вида свастики. Так давайте мы ему покажем. Ну вроде потихоньку поняли, что если под свастикой русских режут, то никто особо и не против среди шендеровичей. Сейчас аналогично со Сталиным. Если Шендерович против Сталина, то я назло ему буду славить Джугашвили. При этом, конечно, вряд ли кто больше радуется сталинизму, чем наши «либералы». Русские продолжают сами себя обслуживать, требовать сапога инородца на своей шее. Красота. Есть, наверное, и сознательные идолопоклонники-джугомольцы, но их всё же меньше.
сталинисты просто более толерантны, чем вы)
Вот опять пошли какие-то странные аргументы. ? Точно ли взгляды человека должны жестко зависеть от взглядов его друзей? Может быть, важна все-таки истина — а не то, что некие «влиятельные люди», здесь или на Небесах, могут на твои неполиткорректные взгляды обидеться и с тобой рассориться?
В современном словаре много лишнего. Есть латинское определение=происхождение «религии» от ре-лигаре — восстановление связи с Богом, и его достаточно, что бы избегать путаницы. А что сверх того, то от лукавого.
Я бы полностью поняла, если бы вместо Христа и всех святых были упомянуты русские православные христиане. То, что они имеют основания обижаться на Сталина и не любить сталинистов — безусловно. Рассорятся они с человеком, почитающим Сталина — их право. Но не обязанность.
А вот за Христа говорить я бы поостереглась.
Странно. Не секрет, что культы политиков создают и раздувают их соратники, чтобы усилить свою власть. А стоит деятелю умереть — и все, враги пляшут на его могиле. И если вокруг имени умершего (а, значит, утерявшего всякое влияние) человека начинаются, образно, «танцы с бубнами» — значит, каких-то душевных витаминов традиционная вера не дает. Стоило бы присмотреться к этому поклонению: чего не хватает культистам? Почему они не берут это в более достойных источниках?
У меня с прошлого года лежит текст, который я хотел отдать Крылову. О том, что это именно духовная практика, и если допускать реальность того, что допускают христианство и другие религии, то стоят за нею несомненно духи.