Сергей Худиев: Есть несколько уровней неосведомленности
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:
Прочитал у Александр Панчин (Alexander Panchin) «а чем вера в Бога принципиально лучше веры в экстрасенсорику и нет ли двойных стандартов у тех, кто верит в одну мистику, но критикует другую? Хорошего ответа на это замечание я пока не встречал»
Такая постановка вопроса действительно может привести теиста в растерянность и недоумение, так что он не сразу найдется, что и ответить.
Дело в том, что есть несколько уровней неосведомленности. Возьмем для примера человека, неосведомленного в лингвистике. Первый уровень — это когда человек неосведомлен в предмете, но отдает себе в этом отчет. Например, не знает языка ирокезского, и в курсе своего незнания. Второй уровень — когда человек неосведомлен и неосведомлен о своей неосведомленности, и чистосердечно путает ирокезский язык с баварским. Третий уровень — это когда человек неосведомлен, не знает о своей неосведомленности, и, при этом, напротив, уверен, что ирокезский язык это и есть баварский, и как раз люди, не понимающие их тождества, достойны посмеяния, как невежды.
Этот, третий уровень, создает неизбежные коммуникативные проблемы — как ирокезы, так и баварцы затруднятся понять человека таких воззрений, а он, в свою очередь, чрезвычайно затруднится понять их.
Но — возвращаясь к нашим экстрасенсам — предпримем такую попытку.
1. Экстрасенсорика — это представление о том, что люди могут, без помощи речи или каких либо технических средств общаться силой мысли. Это представление вообще параллельно вере в Бога, и не имеет отношения к мистике. Часть экстрасенсов — вполне себе атеисты и материалисты. В рамках атеистической картины мира, теоретически, вполне могут существовать какие-то еще не открытые наукой поля, при помощи которых телепаты и телепают — а в рамках теизма ничто не обязывает нас верить в реальность экстрасенсорики.
2. Мистика — это поиск непосредственного общения со сверхъестественным, она, опять таки, может сочетаться с верой в Бога, а может и нет — есть нетеистические религиозные системы (буддизм, например, или политеизм) в которых мистики хоть отбавляй.
3. Вера в Бога (теизм) — это представление о том, что мир создан и поддерживается в бытии всемогущим, личностым и нравственно благим Создателем, котоырй явил людям Свою волю в Откровении.
Эти три явления параллельны — экстрасенс может быть (нетрадицонным) теистом или атеистом. Мистик может быть или не быть экстрасенсом (хотя чаще, нет). Теист склонен смотреть на экстрасенса довольно косо, а вот мистиком быть может. Мистик иногда теист, иногда — нет.
Таким образом, 1.Экстрасенсорика 2.Мистика 3.Вера в Бога — это три разных понятия.
#Беседысатеистами
Об авторе: |
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов Все публикации автора »» |
Видите ли, различия между экстрасенсорикой, мистикой и теизмом, на которые вы указываете, являются принципиальными только с вашей точки зрения.
А с точки зрения оппонента — эти различия не являются принципиальными, и, соответственно, не делают явления принципиально разными.
И это именно вопрос контекста, а не невежества.
Вы же просто проигнорировали первую часть вопроса, который задаёт Панчин — а меж тем именно она задает контекст.
Это как разница между шурупом и саморезом. Совершенно разные вещи, но и то, и другое — фурнитура.
ИМХО, разница — в ОТНОШЕНИИ к потустороннему. Человеку религиозному свойственно везде видеть проявления Бога и/или борьбу Бога и дьявола. Поэтому мистическому, необъяснимому теист либо поклоняется, либо стремится изгнать его из своей и чужой жизни. В то время, как экстрасенс мистическим ПОЛЬЗУЕТСЯ. Такой потребительский подход к высшему не может не вызывать эмоций. Каких — зависит от конкретного теиста и конкретного экстрасенса и их картин мира
Четыре. Христиане верят в Бога, но не нужно быть христианином, чтобы верить в Бога. Именно пренебрежение подобными нюансами и порождает казусы наподобие того, как вы давеча упомянули Толкина как «христианского сказочника». Я понимаю, что они с Льюисом были друзья, но завтра вы скажете, что группа»Инклинги» была богословским кружком.
Так что, 4. Христиане.
Чо там теряться то, отвечаю что разные экстрасены-колдуны это от бесов да и всё. Если в ответ «хи-хи» то еще нахожу в инете где люди рассказывают как со всяким оккультизмом заигрывали и каким боком им это вылезло. Свой опыт рассказывают люди. После этого никому уже не хочется к разным оккультистам экстрасенсам обращаться. Там такая жесть что и пересказывать страшно.
Задорнов шутил: ещё ни один экстрасенс не выиграл в лотерею?