Сергей Худиев: В комментариях задали интересный вопрос

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

В комментариях задали интересный вопрос

*А выводит ли таких людей (которые преданы в первую и главную очередь национальному делу) это за пределы [христианского] сообщества подобно тому, как выводит, с вашей точки зрения, поддержка абортов или однополых браков*

Христианская вера есть вера во Христа как в Господа, того, кто один достоин абсолютной преданности и поклонения. Система убеждений, в которой предметом абсолютной преданности и поклонения является что-то еще («современное общество» для либеральных христиан, «нация» для националистов) христианской верой не является. Хотя такая система взглядов может использовать христианский антураж.

Разница тут в том, что ни извращения, ни, тем более, убиение детей во чреве в христианском контексте никак не могут быть добродетелью, прямая отмена заповедей на уровне официальных богословских деклараций — это как развод с подписью и печатью.

Национализм извращает то, что изначально является добродетелью — любовь к согражданам, заботу об общем благе страны и государства. Как коммунизм может извращать такую хорошую вещь, как забота о бедных.

Когда вы берете то, в принципе, не является плохим — верность своим соплеменникам и согражданам — и ставите это (а не Бога) на первое место, вы создаете идола, а идолопоклонство (предсказуемо) выворачивает все добродетели наизнанку.

Когда нация превыше всего, отдельные члены нации, их жизнь и благополучие быстро теряют значение — организм существует не в интересах клеток. Я могу потерять 15% своих клеток (жировых, главным образом) и это только улучшит мои ТТХ; так и нацию может укрепить массовая гибель ее членов. Я неоднократно слышал от националистов, что «война выковывает нацию»; а что отдельные члены нации при этом гибнут — ну так важна же нация в целом, а не они.

Нация сплачивается в борьбе с врагами; причинить ущерб ненавистным врагам — сверхцель, даже если это ударит по своим. В пределе можно (и нужно) поставить на кон и само существование нации в целом — если это поможет причинить вред врагам.

Так человек переходит от любви к согражданам к готовности кинуть в топку хоть их всех ради нации, продолжая при этом уверять себя и других, что проявляет добродетель любви к дорогой Родине.

При этом националист может быть глубоко религиозен. Религия рассматривается как важный ресурс Нации. Она помогает сохранять идентичность Нации, противодействовать тенденциям, разлагающим Нацию, она воодушевляет на бой воинов Нации, на труд — рабочих Нации, на чадородие — матерей Нации.

Национальная религия придает сверхъестественный авторитет интересам Нации, которые определяют вожди Нации. Она обещает загробное блаженство героям Нации, и посмертную кару — врагам, и, особенно, изменникам Нации, дезертирам и уклонистам.

Она помогает преодолеть переживания, подрывающие служение Нации — страх за жизнь, свою или близких, сомнения в правоте вождей Нации, смущение совести или неуместную жалость как к врагам Нации, так и к согражданам, которые должны умереть ради торжества Нации.

Эта религия может воспроизводить все внешние атрибуты христианства — но быть, по существу, другой религией. В Христианстве поклоняются Пресвятой Троице, а не Нации.

Беда с национализмом в том, что человек может перетягиваться от поклонения Троице к поклонению Нации довольно плавно, без резких поворотов. Он может и сам не заметить, как племенная лояльность вытесняет в нем религиозную, как он начинает принимать решения исходя из преданности Нации, а не Богу.

А Бог оказывается инструментом служения Нации.

Еще чаще религиозная риторика подхватывается — и подстилается под национализм — людьми, которые вообще никогда не верили в Бога.

И это, увы, уже никак не может спасти душу для вечности. Впрочем, национализм и не видит вечное спасение (свое или других) в качестве цели. Как ответил какой-то усташ, когда ему сказали, что он будет гореть в аду, «да, но я буду гореть там за Хорватию!»

Национализм есть поклонение смерти ради смерти; это всегда бросалось в глаза в украинских националистах, а теперь нельзя не заметить, что и наши не лучше.

Вот человек написал мне в комментариях в VK

«Но: прошу не отрицать, что «гадину» добить необходимо тем, что сохранили. И, если Русь не встанет на коленнопреклоненную молитву, и Христос врага, по слабости молитвы россиян, не отринет, то придётся применять на ворога все наши ядерные силы, руководствуясь словами лидера страны :зачем нам Мир, где не будет России».
А то, что наша матушка-Россия уничтожится со всей планетой, если на Земле не будет Матушки-России «, то- аому и планета греховная Эта нужна.!?»

И я вижу такое раз за разом. Сочетание елейности и православной фразеологии с готовностью истребить жизнь на планете, если вдруг Христос сделает не так, как мы хотим.

Причем вам будут говорить, что это желание лютой смерти всему живущему — это и есть истинная вера, а если Евангелие вспоминать, говорить о том, что Бог вообще любит людей и не желает им лютой смерти — то это толстовство и вообще не труЪ.

Но я должен признать, что это, конечно, отпадение — уж точно не лучше гомобраков.

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение