Сергей Худиев: В тезисах типа «Иисус не мог такого сказать!» (вар. «Иисус тоже кое в чем…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

В тезисах типа «Иисус не мог такого сказать!» (вар. «Иисус тоже кое в чем ошибался», «это Ему приписали ученики» и т.п., с общим смыслом: «Те Его слова и действия, что мне не заходят, надо отменить и не обращать на них внимания!») чувствуется какой-то глубокий эгоцентризм.

Лично тебе не нужно, допустим, спасение. Это мне очень понятно. 🙂 Ну так откажись лично за себя! Но почему ты так уверен, что и никому другому оно не понадобится? На земле два с половиной миллиарда христиан — и все так же благополучны и довольны собой, как ты? Ни один не бьется в отчаянном положении, из которого не может выбраться сам, так что остается ему только взывать к Спасителю? И с тобой совершенно точно никогда такого не случится?
Лично тебе (и прямо сейчас) не нужно прощение грехов, да и вообще грехи не волнуют. Значит, сейчас и для себя об этом не проси. Но зачем же ты принимаешься проповедовать, что наши грехи Богу вообще не важны и не интересны, что Он «принимает нас такими, как есть» в смысле «вы прекрасны, как рассвет, ни в коем случае не меняйтесь»?
Не понимаешь, что для человека, который сильно накосячил (или просто более остро, чем ты, ощущает свою небезупречность), который противен сам себе и не хочет жить дальше неочищенным, непрощенным — твоя проповедь звучит как: «Здесь тебе не рады, иди намыливай веревку»? Или тебе просто на него наплевать?
Лично тебе не заходят, даже отталкивают разговоры о Суде и многочисленные формулы типа: «Будешь делать так — получишь награду свою, а если нет, то пеняй на себя». Тебе не нужны награды и не волнуют наказания. Очень понятно. Ок, обсуди это с Богом, скажи, что лично у тебя другие мотивации. Но ты же пытаешься их отменить _для всех_. Не задумываясь о том, что люди разные, и Иисус вообще-то обращался ко всем одновременно.
Такие тонко устроенные натуры, у которых слова: «…а иначе погибнешь» — вызывают мысль, что Бог хочет от них избавиться, и желание немедленно самим прыгнуть в пекло, чтобы хоть своей гибелью Его порадовать — составляют среди человечества явное меньшинство. Вообще верующие, которые отношения с Богом изначально мыслят как личные, и им сразу нужен и интересен Он как таковой — это далеко не большинство. А огромное большинство — нормальные люди, ничем не «хуже» этих, но чьи интересы и таланты лежат в других сферах. И для них Бог — скорее Начальник, чем кто-то еще, по крайней мере, поначалу. А от начальника нормально ждать не соплей, а четких инструкций, вознаграждения за выполнение заданий, санкций за нарушения. «Туда не ходи, снег башка попадет» — в таких отношениях совершенно нормальная мотивация, а вот разговоры пра любоффь не очень понятны.
И что им теперь, не спасаться?
Бог должен их на хрен послать и призывать к Себе только интеллигентов?
Есть известное деление христиан на типажи «раба, наемника и сына». Совершенно неправильно «сыну» навязывать мотивации и отношение «наемника» (и просто катастрофа — когда его насильно загоняют в состояние «раба»). Но, когда честного «наемника» насильно тянут в «сыновья» и лишают права быть собой, отбирая и обесценивая те мотивации, которые откликаются ему — это вообще-то катастрофа тоже.
Эгоцентризм по отношению к людям — и по отношению к Богу, у Которого ты тоже отбираешь право быть Собой, а значит, иногда говорить или делать что-то, что тебе непонятно или не нравится.

И еще, кажется, этот «христианский либерализм» очень сильно завязан на мерянье духовными шворцами, выяснение, кто тут более продвинут, и унижение и обесценивание религиозного опыта «недостаточно продвинутых».

Я, может быть, тоже в этом смысле не безгрешна. Могу очень резко высказываться об «эгоистическом страхе за свою шкуру», «желании что-то выцыганить у Бога» и т.п.
Но это о том, что мне эти чуждые мотивации навязывали, этим навязыванием меня сильно поломали, и теперь мне приходится их резко отвергать, чтобы снова не навредить себе. А не о том, что это вообще ни для кого и никогда недопустимо.
А тот же Рубский, похоже, о «недостаточно возвышенных» мотивах — например, о молитве, в которой человек просит для себя чего-то земного — говорит _с презрением_.

Но Бог — не «солидный Господь для солидных господ». Он лишен снобизма. Он не делит людей на сорта — ни по каким признакам, и по интеллигентности и тонкости чувств тоже.
И тот, кому нужен только Он Сам; и тот, кто мечтает о наградах; и даже тот, кому надо грозить и стращать, потому что по-хорошему этот тип не понимает — все равно Его дети.
Каждого Он хочет видеть рядом с Собой, каждого призывает к Себе — и каждому говорит то, что ему важно услышать.
Мало того: тут связи могут быть очень непрямые и путь крайне извилистый. Невозможно предсказать, как именно, в какой момент, от каких слов, образа, мотива, сюжета человека «торкнет». Как и через что Бог обратится именно к этому имяреку, с только ему понятным зовом.
И пытаться Его цензурировать — значит преграждать множеству людей путь к Нему.

#confessiones

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

1 Comments

  1. Именно в этом смысл положения «вера — дело интимное»; а не в том, что де «спрячьте её куда подальше и не смейте ни в коем случае проявлять».

Оставить сообщение