Сергей Худиев: Возобновился старинный спор об уверенности в спасении Я бы заметил, что…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Возобновился старинный спор об уверенности в спасении
Я бы заметил, что понятие спасения в Новом Завете используется в трех временах. Мы, как члены Церкви, уже спасены в том смысле, что прощены и приняты Богом через смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа, как, например, пишет Апостол, “Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар”
(Еф.2:8) Однако это принятие означает, что Бог трудится в нашей жизни, глубоко меняя нас Своей благодатью. Это длительный, и, временами, трудный и запутанный процесс, в ходе которого мы становимся людьми, которыми Бог нас замыслил. Как говорит тот же Апостол, “со страхом и трепетом совершайте свое спасение,потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению” (Фил.2:12,13) Этот процесс, разумеется, еще не завершен — мы должны будем подвизаться против греха и стремиться к духовному преображению, падать и подниматься до самой смерти, пребывая в Церкви и получая Божию помощь в Таинствах. В этом смысле мы находимся в процессе спасения.
Наконец, в третьем смысле этого слова, мы обретем спасение в будущем, на небесах, когда окончательно достигнем цели нашего странствования — как говорит Апостол, “имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше”(Фил.1:23)
Таким образом, мы, как члены Церкви, спасены, спасаемся, и будем спасены.
Уверенность в спасении в первом смысле неизбежна, если мы намерены совершать своей спасение во втором — потому что «спасенные» и «спасаемые» и «имеющие быть спасенными в будущем» это она и та же группа лиц, Церковь. Вот, например, Апостол Павел пишет:

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. (Кол.3:12,13)

Если ты не святой, не избранный, не возлюбленный и не прощенный — то и повеления облекаться в эти добродетели не могут быть отнесены к тебе.
При этом обретение спасения в первом смысле ни в малейшей степени не является заслугой или достижением самого человека. Как пишет Апостол,

Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. (Тит.3:3-7)

Бог спас не людей, которые этого в какой-либо мере заслуживали — а людей полностью негодных, и совершенно ничего доброго не сделавших. Признавая себя (в первом смысле) спасенными, как научает нас Апостол, мы признаем Божие благодеяние, а ни в коем случае не свое достижение.

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение