Сергей Худиев: Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Владыка Савва в телеграмме

Cogito ergo sum (канал епископа Саввы), [26.02.21 16:31]
И ещё о Лубянской площади.

Оставим в стороне безыдейную, исключительно эстетическую аргументацию восстановления памятника Дзержинскому: его художественная ценность vs вероятный низкий художественный уровень нового изваяния; необходимость восстановления архитектурной доминанты, каковой был памятник именно Дзержинскому. Соглашусь, что, увы, нынешний уровень скульптурной школы весьма неудовлетворителен (на мой личный вкус, конечно). Пожалуй, что даже не назову какую-либо современное изваяние, которое радовало бы взгляд и грело бы сердце. Однако едва ли аргумент к художественной ценности может иметь определяющее значение в условиях, когда установка памятника идеологически совсем не нейтральна.

Среди аргументов сторонников памятника Дзержинскому нередко встречается и такой: дескать «лево-либералы» и «компрадоры» (условные обозначения) — против памятника, значит истинный патриот может быть только за. Уж, простите, то, что, например, господин Богомолов, в целом не очень-то идейно близкий консервативным кругам, выступает против «этического рейха» на Западе, никак не толкает консервативные круги к тому, чтобы выступать «за». Причём очевидно, что мотивы тех и других различаются. Если господин Богомолов выступает против этического доминирования меньшинств ради сохранения свободы творчества, в том числе творчества с этических позиций большинства, то консерватор выступает против «рейха меньшинств» по самому неприятию таковых. Так и в отношении памятника Дзержинскому: очевидно, что, к примеру, Егор Холмогоров никак не отождествляет свою позицию с позицией, скажем, Дмитрия Быкова. Не стоит путать твёрдое с тёплым.

Об идейной стороне вопроса было сказано много и подробно. Дзержинский — революционер, сподвижник и единомышленник того человека, о котором Президент В.В.Путин сказал (http://kremlin.ru/events/president/news/62285), что он «создал государственную структуру, заложив мину под российскую государственность» и придумал такое, что «теперь мы не можем понять, что делать с Бутовским полигоном и как выстроить там работу, чтобы люди не забыли про то, кто там лежит в земле». Не будем забывать, что Дзержинский был и главным организатором сословного террора против русского народа.

Если историческая память нашего общества ещё не доросла до того, чтобы найти образ героя специальных служб, охраняющих суверенность и внутреннее спокойствие государства, в каком-либо из многочисленных подлинных героев внутреннего фронта, которых у нас немало, значит это предмет для исторического просвещения, для преодоления этой исторической амнезии.

И наконец (NB: подчеркну для уважаемых представителей СМИ, что сие есть моё лично мнение, а не «в Русской Православной Церкви считают»). Нельзя не признать, что размещение памятника святому Александру Невскому именно на Лубянской площади вызывает простой вопрос: почему именно там? Пожалуй, что ответить на этот вопрос стоит другим вопросом: нужно ли вообще что-то менять в нынешнем облике Лубянской площади? Может быть, стоит закрыть тему и пойти дальше? Как будто другого места для всеми любимого святого Александра Невского в Москве не найдётся. При условии, что если тему закрыть, то её закрыть совсем. И к Дзержинскому больше не возвращаться.

Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение