Три важных наставления на Великий пост от митрополита Антония (Паканича)

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

Притча, которую мы слышали во время чтения сегодняшнего Евангелия, всем известна, как притча о блудном сыне. Она дает нам, по крайней мере, три важных наставления для плодотворного прохождения Великого поста.

Во-первых, мы никогда не должны сомневаться в бесконечном милосердии Божием. Милость и любовь Отца Небесного к каждому из нас настолько велика, что нет такого греха, такого падения, которые оттолкнули бы Его от нас.

Бог настолько любит Свое творение, что готов отпустить нас с теми богатствами, которыми Он нас так щедро одарил.  Ведь всё, что есть у нас, – это Божие. Всё, чем мы владеем – здоровье, умственные способности и другие таланты, – мы получили благодаря Божественной любви и пользуемся ими, как своей собственностью в течение всей земной жизни с главной целью: чтобы приобрести нечто большее. И это «большее» несоизмеримо со всеми ценностями мира – ибо это вечность.

Бог, дающий все блага, ценит нашу свободу и считается с нашей волей, порой очень греховной. Он настолько любит нас, что не хочет ограничить выбор своего творения.

Но именно решение собственной воли является основополагающим для того, что ожидает нас в вечности: блаженство или адские мучения.

Второе наставление, которое звучит в сегодняшней притче, – это сила покаяния. Покаяние возникает только тогда, когда человек приходит в себя. Это означает, что если мы живем в грехе, то мы вне себя, то есть безумны. Грех настолько поглощает человека, что истребляет и свободу нашу, и способность оценить свою жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: когда человек отказывается от Бога, он сначала пребывает в мраке греховного наслаждения, а потом голода. Потому что страсти, грехи человеческие – они как рожки для свиней по вкусу слащавые, но ими насытиться невозможно.
Душа человеческая жаждет несравненно большего. Поэтому нам нужно прийти в себя, вернуть себе разум для того, чтобы возникла способность видеть грех.

Если мы увидим – подчас через стеснения, страдания – тяжесть греха и осознаем, ощутим тяжесть и безумие своего положения, тогда возникнет желание вернуться к Отцу Небесному. Именно это осознание является покаянием. Покаяние – великая сила, которая возвращает нам наше богосыновство по благодати.

Поэтому мы, прежде чем ступим на поприще Великого поста, должны всегда помнить о великой силе безмерного Божьего человеколюбия и силе покаяния, о котором прп. Амвросий Оптинский говорил: человек способен покаяться в одну минуту, но к этой минуте нужно прийти.

Не следует искушать Бога требованием своего, чтобы жить самостоятельно. Мы должны научиться жить по Его воле, чтобы она нас не стесняла. Мы всё равно придем к этому, но одно дело прийти с радостью, переходя в инобытие, или прийти, когда уже нет возможности покаяться, потому что перед последней минутой каждый человек осознает страшную силу самости жизни во грехе.

Третье наставление сегодняшней притчи очень важное для всех готовящихся потрудиться ради своего спасения.

Старший сын был верен своему отцу всегда, не отказывался от трудов, был послушен. Но что же с ним тогда не так? К сожалению, можно так трудиться, что в результате воспитаешь в себе не силу смирения и покаяния, а силу фарисейскую – мол, Бог обязан нам из-за нашей праведности, Он обязан нам больше, чем тем, кто не трудился, на наш взгляд.

От этого возникает зависть, злоба, не всё получается. Ведь когда человек надеется только на свои силы, никогда не будет хорошего результата. Труды наши в Великом посту – это огромная концентрация духовных, физических и психологических сил, чтобы мы пришли к осознанию своей немощи. Через смирение дается очень ценное. Смирение – и начало, вершина добродетелей и суть христианского подвига. Смирение всегда приносит плод – любовь. Не абстрактную любовь, а любовь к конкретному человеку, у которого, возможно, не получается что-то, но мы не злорадствуем, а наоборот, любим и молимся о нем.

Без праведности любви всякая иная праведность ничтожна, по слову святителя Игнатия Брянчанинова. Мы должны воспитывать в себе праведность любви. Не праведность от осознания того, что мы будем что-то важное делать в пост: ограничивать себя в пище, ограничивать от всего того, что есть излишеством в человеческой жизни. Всё это должно приводить нас к осознанию покаяния, к сочувствию ближним, которым, может, не повезло так, как нам с вами: мы в Церкви Христовой, мы окунаемся в благодать Божию, а большая часть людей её не почувствовали.

Праведность любви – это и есть соль христианской жизни и поста.

Проповедь в Неделю о блудном сыне, 12 февраля 2023 

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение