Юрий Скиба: «Contra spem spero!»
Это щемящее латинское изречение («Без надежды уповаю!») из одноименного стихотворения-исповеди Леси Украинки невольно пришло на ум от трогательной сцены, разыгравшейся у входа в Свято-Николаевский собор.
«ЧУДАЧЕСТВО» ИЛИ ПРОСВЕТЛЕНИЕ?
Среднего возраста мужчина, ёжась то ли от холода, то ли от душевных горестей, недвижимо стоял с непокрытой головой, судорожно стискивая в ладонях видавшую виды шапку. Его губы беззвучно шевелились, а в уголках опущенных долу глаз предательски поблескивали непрошеные капли. Видимо, тяжкий груз несёт в себе бедняга, не решаясь даже переступить порог Господнего дома… После окончания службы опять застал странного пилигрима на том же месте. Начавшийся снегопад белым пухом притрусил его чернявую, с сединами шевелюру, сделав её удивительно похожей на иконописный лик святого – покровителя храма. Тот задумчиво, будто бы прикидывая на весах вечности людские страсти, смотрел на покаянного грешника с высоты наддверного портика. В остальном же всё оставалось, как и час тому. Разве что на нижних веках незнакомца возникли льдинки – может, от щедрых даров зимнего неба, а может, от замёрзшей слезы…
Мимо горестно одинокой фигуры чинно, с чувством надлежаще исполненного долга тянулась низка, очевидно, более достойных прихожан. Чуть задерживаясь на паперти, заученно возводя очи горе и спешно крестясь, они ускоренно, будто восполняя утраченное время, следовали за ворота и растворялись в уличной суете. Удивительная вещь: именно сей растерянный, беспомощный, никуда не спешащий «чудак» почему-то особенно запомнился изо всех встречаемых неисчислимых новохристиан. Не потому ли, что он пришёл к Богу, чтобы честно, без утайки открыть наболевшее естество, а не просто исполнить традиционный – для кое-кого, по всему видно, весьма обременительный – ритуал? Воистину, как бы ожившая на современный лад иллюстрация к перешагнувшей через два тысячелетия притче о самодовольном фарисее, кичащемся своей показушной «праведностью», и мытаре, горестно кающемся в недостойной милости Свыше греховности.
ДОБРЫЙ РАЗБОЙНИК – СВЯТОЙ РАБОТНИК
Не забываем же Христову оценку тому и другому подходу к вере: «Говорю вам, что именно этот человек пошел домой оправданным перед Богом, а не первый. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, а каждый, принижающий себя, возвышен» (
Парадокс? Непостижимая прихоть Совершеннейшего из рода человеческого, породнившегося с Небом? Отнюдь. Вспомним Его потрясающий ответ на брошенные в свой адрес обвинения «правильных иудеев»: «… не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). Трудно не согласиться с мнением Франсуа Мориака в книге «Жизнь Иисуса»: «Есть лицемерие похуже фарисейского, когда прикрываются примером Христа и, следуя своим вожделениям, ищут общества развратников. Но Он охотник, настигающий дичь в её собственном логове; Он не ищет развлечений с распутниками. Нас же они губят, а не мы их спасаем» (стр. 279).
Венцом «нелогичных» приоритетов Второй ипостаси Творца явилось последнее приобретение невинной и распятой Любви, о которой сообщает только евангелист Лука. На осознание собственной виновности одного из двух повешенных рядом злодеев и просьбу помянуть его в Царстве Небесном Господь ответил: «… истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39-43). Выходит, первым насельником Небесного Иерусалима оказался… последнейший из смертных, раскаявшийся на пороге небытия?! Можно понять обиду некоторых истинных праведников, не опорочивших себя недостойными мыслями и поступками: мол, одно движение чистого добросердечия в напрочь гнилой сущности – и всей преступной жизни как не бывало. Не-спра-вед-ли-во! Тем не менее, задумаемся: стало бы христианство самой авторитетной религией человечества, покровительствуй оно исключительно «белым и пушистым», отвергая «чёрных да колючих»? И впрямь, добрый разбойник, святой работник последнего часа, даруй нам свою безумную надежду…
КОГДА НЕБО БУДЕТ С НАМИ?
Как это произошло, скажем, с удивительной судьбы человеком, всеевропейски известным старцем протоиереем Николаем Гурьяновым, почти полвека прослужившим в скромной церкви острова Залит на Псковском озере. Уже два десятка лет, как он преставился, а слава о нём всё нарастает: вокруг неприхотливого домика старца на некогда почти безлюдном клочке суши вырос целый городок из переселенцев едва ли не со всех уголков бывшего Союза, которых… духовно и физически исцелил покойный батюшка! Сам этот, казалось бы, глухой уголок обрёл отблеск святости жившего на нём праведника, ставшего оселком духовного прозрения и очищения для ТЫСЯЧ современных изгоев. ТАКОМУ подвижнику веры и Небо благоволит: будучи репрессирован в 30-е годы за религиозные убеждения, он ЕДИНСТВЕННЫЙ из всей партии заключённых, строивших железнодорожный мост через реку под Воркутой, уцелел, часами стоя по пояс в ледяной воде. Согревала же его в самый лютый мороз… искренняя молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
Обратимся же ко Всевышнему с душевным трепетом и осознанием собственной недостойности античного мытаря и нашего покаянного современника. Авось ИСКРЕННЯЯ молитва будет услышана. С воздаянием КАЖДОМУ по заслугам перед Богом и людьми. Иначе и впредь будет продолжаться противоестественное объединение братьев-христиан, как и во времена рабовладельческого Древнего Рима, – исключительно в молитвенных домах. Оттуда же каждый направляется в свой реальный мир: одни ковыляют к скромным жилищам для последующего беспросветного полунищенского существования, другие – катят на «мерсах» к шикарным виллам с мраморными клозетами и тропическими бассейнами. Как говорится, всякому – своё…
Спрашивается: а где же Господнее?! Вспомним встречу духовных предтеч «боголюбивого» новоукраинства – фарисеев и саддукеев – Иоанном Крестителем? «Змеиное кодло! Кто предупредил вас бежать от грядущего гнева? Сотворите вначале достойные плоды покаяния… У кого две рубашки пусть отдаст одну их не имеющему, а у кого есть еда – пусть сделает так же (Лк.3:7,8,11). Может, тогда Небо будет с нами.