Юрий Скиба: «Какая польза от истории?»
Наведенная ошарашивающе скептическая реакция столичного подростка во время телеопроса молодёжи в минувший День Соборности Украины о знании его сущности вспомнилась при знакомстве с принципиальными, глубоко аргументированными размышлениями протоиерея Николая Данилевича «Щоб Соборність стала реальністю…» («ПиВ», 28.01.2021).
ОДНИМ ВЫСТРЕЛОМ – НЕСКОЛЬКИХ ЗАЙЦЕВ…
Впрочем, не будем сходу отметать юношеский максимализм «племени младого, незнакомого». Может, он не лишён основания? И впрямь, зачем выбрасывать на ветер солидные бюджетные средства на разбирательство крайне запутанных, к тому же – остро конфликтоносных, перипетий былого, когда обществу не хватает денег на самое насущное – зарплаты, пенсии, жильё, образование, медицинское обслуживание? Согласитесь, тут есть о чём помозговать. В частности, можно ли сделать «копание в прошлом» ПРИБЫЛЬНЫМ настоящему и будущему?
Особенно касающемся материальных составляющих канувших в Лету событий. Невольно на ум приходит деятельность музея «Древняя Аратта – Украина» (с. Триполье Киевской обл.) или запорожского историко-культурного центра «Хортица», дающих наглядное представление образа жизни наших легендарных предшественников. Что позволяет туристам, любителям и знатокам седой старины как бы самим «окунуться» вглубь тысячелетий и даже представить себя в роли тогдашнего обитателя Приднепровья. Так вот, несмотря на их популярность и относительную финансовую состоятельность (выгодное отличие от аналогичных, как правило, остро дотационных объектов культуры!), хорошо бы дополнить традиционно умозрительную направленность экспозиций ЛИЧНЫМ опытом посетителей.
Для чего в упомянутых «араттском» и «казацком» поселениях стоило бы выделить несколько «гостевых» помещений с полным набором средств пра-прадедовского жизнеобеспечения – от одежды, сельскохозяйственной, ремесленной и кухонной утвари до веровальной атрибутики. С предоставлением возможности желающим «реанимировать» в своём подсознании архаическую память о пращурах, их повседневных трудах, заботах, быте и мироощущении.
Подобные «гостиницы», как показывает опыт функционирования такого «ретротуризма» при реконструированном первопоселении европейских пионеров освоения Северной Америки XVI века в Йеллоустонском национальном парке США, – очень доходный и, что крайне важно, благородно воспитательный бизнес. Миллионы заокеанцев, пройдя во время отпусков и каникул «проверку временем» и хорошенько прочувствовав себя «в шкуре» отцов-основателей родной страны, начали более бережно относиться к её природе, обычаям и устоям.
Вот что такое умный, изобретательный и ВСЕМЕРНО ВЫГОДНЫЙ подход к воспитанию ГРАЖДАНИНА! Словом, одним махом сем бед побивахом – и экономику штата укрепили (уже за два года «первопоселение» окупило понесённые затраты, начав приносить стабильно солидный «навар»), и стимулировали рост общественного интереса к истории своей государственности, и повсеместно – особенно у молодёжи – подняли патриотические чувства.
КАМЕННОВЕКОВЫЕ… ГОРОДА С МНОГОЭТАЖНЫМИ ЗДАНИЯМИ
Что нам мешает сотворить подобную «курицу, несущую золотые яйца»? По примеру того же ЧАСТНОГО трипольского музея «Древняя Аратта – Украина». В отличие от скнеющих в безденежьи и беспросветной нужде государственных да коммунальных коллег, организаторы-хозяева этого культурно-просветительного заведения (коллекционер Александр Полищук, предприниматель Владимир Лазоренко, народный художник Украины Анатолий Гайдамака и всемирно известный учёный-археолог Юрий Шилов) сумели сделать его рентабельным и востребованным: количество ежегодных посещений в «довирусные» времена достигало пятидесяти тысяч!
И это притом, что музей расположен в «глубинке», довольно далеко от Киева и других больших городов. Причины успеха? Прежде всего, в будоражащем воображение выборе объекта внимания – культуре, восходящей к истокам человечества и родившейся на ОТЧИХ просторах. Тут всё дышит потрясающей архаикой, немеркнущей истинностью и одновременно магнетической таинственностью. Судите сами: комплексные исследования последних лет доказали, что ещё за четыре-пять тысяч лет до нашей эры, когда не существовало ни Афин, ни Древнего Рима, ни даже египетских пирамид, в междунайско-днепровских степях существовало множество городов площадью по 300-500 га с двадцати-тридцатитысячным населением в каждом, обитавшим в одно-трёхэтажных домах. Куда они делись?
УКРАИНСКИЙ… ИЕРИХОН
У тогдашних трипольцев (по названию села, где более века тому киевским археологом и краеведом Викентием Хвойкой впервые обнаружены соответствующие артефакты) бытовал обычай… сжигания своих поселений после перебирания в новые места из-за, очевидно, истощения почвы примитивным огнеподсечным земледелием. Аэрофотосъёмки и геомагнитные планы местности с абсолютной достоверностью подтвердили существование тут в древности высокоразвитой цивилизации, успешно конкурирующей со всемирно признанным «отцом человечества» – Шумером. А то и являющейся его предшественницей… Посудите сами: московскому историку-шумерологу Анатолию Кифишину в 1994-6 годах удалось расшифровать выбитое на стенах «Каменной Могилы» (уникального природного святилища в районе Мелитополя) календарное обозначение, восходящее к…11582 году до н.э., что на два тысячелетия старше самого раннего культурного слоя древнейшего города Земли – Иерихона (9551 г. до н. э.)!
Представляете, какие потрясающие перспективы открываются у местной власти в «раскручивании» такого благодатного материала при формировании дальнейших перспектив хозяйственного развития региона… Чем мы хуже греков, итальянцев или египтян, выгодно «продающих» свои античные развалины бесчисленным ордам туристов со всего света?
У КОЛЫБЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Но и трипольских музейщиков можно с успехом «переплюнуть», заселив реконструированный «осколок» Аратты энтузиастами-земляками, пожелавшими «оборотиться» на какое-то время в древних приднепровских земледельцев, скотоводов, ремесленников, воинов, волхвов. Более того, стоит попытаться в деталях воссоздать быт и жизненный уклад пращуров по принципу… самоокупаемости за счёт приёма туристов, продуцирования «араттских» сувениров (керамики, украшений, средств охоты и хозяйства), съёмок фильмов о юности человечества на достоверной натуре и пр.
«Оживление» же нашей прадавней истории, помимо экономического эффекта, дало бы мощный толчок к увлечению молодёжи полезными знаниями о земле-матушке и, конечно, росту патриотических настроений. А какой простор для творческой фантазии и коммерческого успеха откроет устраивание на этой основе международных фестивалей, скажем, под бойким названием «У колыбели человечества»! При всём уважении к запорожско-сечевому ритуалу следует признать, что казачество – лишь вершина славных тысячелетних традиций становления достойной соборности, то бишь единения земель и их обитателей, на родимых просторах. До каких же пор они будут пребывать в забвении и, как следствие, на задворках сознания преходящих поколений родовичей?