Юрий Скиба: Украине нужны националисты или патриоты?

Думается, эта «горячая» проблема, на всех уровнях – от «кухонной» до парламентско-президентско-правительственной политики – традиционно разрывающая нашу общность на полярные силы, окажется серьёзнейшим испытанием для участников инициированного УПЦ Международного гражданского форума «Люди мира», открывающегося в Святогорской Лавре 21 сентября – на знаменательно «совмещённую» дату: Рождество Пресвятой Богородицы и День мира. Так хочется верить, что совпадение вознесённого до Небес самого гуманного – материнского – начала и главного светского приоритета, наконец, поспособствует долгожданному прорыву в разрешении затянувшегося кровавого безумия на юго-востоке родимой неньки.

КОГДА ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЕДИНЫ

Сразу предвижу жёсткое возражение против такого взаимоисключающего противопоставления любви к своей нации и Родине. Мол, разве они органически не связаны воедино и практически не равнозначны? Ведь оба ведущих начала воспитания гражданина мы впитываем буквально с молоком матери. Для моноэтнических, единокультурных и одноязычных народов (к примеру, Японии) – безусловно, да. Там национализм и патриотизм идут рука об руку, способствуя единению сограждан перед иноземными вызовами. Но чем пестрее и разноречивее по указанным признакам население державы, чем сложнее история её становления (особенно при наличии ранее оторванных друг от друга регионов), тем труднее совместить интересы, приоритеты его демографических составляющих.

Умная и дальновидная государственная элита таких сборных «солянок» идёт по общепризнанному в мировой практике пути РАВЕНСТВА ВСЕХ СОГРАЖДАН, независимо от их географического, этнического, социального происхождения и состояния. Памятуя, что любое давление, нагибание, нивелирование «инородцев» под автохтонов сродни бумерангу – неотвратимо  вернётся к метнувшему его во «второсортного» соседа ответным недоброжелательством, сопротивлением и, в конце концов, отделенчеством. А значит, гражданской войной…

Западная Европа, за которой мы, задрав штаны, тщимся угнаться, сполна испила из губительной чаши общественного противоборства, осознав необходимость РЕАЛЬНОГО воплощения первой статьи Всеобщей декларации прав человека (1948 г.): «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Что нелишне будет напомнить в Международный день демократии (15 сентября). Но, пожалуй, раньше всех сию истину осознали швейцарцы – творцы едва ли не самой «рыхлой» и одновременно самой устойчиво долговечной государственности на континенте, основанной на конфедеративных началах. Парадокс? Отнюдь: только по-настоящему наделённые свободным волеизъявлением люди способны не за страх, а на совесть относиться к своим гражданским обязанностям.

СЕКРЕТ ШВЕЙЦАРСКИХ «ГНОМОВ»

Так вот, последовательно заботясь о собственных национальных меньшинствах, предоставляя административным единицам беспрецедентно широкую автономию (каждый из 23 кантонов имеет собственную конституцию, право блокирования постановлений «центровского» руководства, решения вопросов гражданства и пр.), строго придерживаясь пропорционального представительства в органах власти не только партий, но и основных языковых групп, регионов, тем самым, казалось бы, напрочь дезинтегрируя, «разваливая» государственность, тамошние горцы достигли результата, прямо противоположного ожидаемому! Опять таки – беспрецедентной устойчивости своего «загалу», уже несколько столетий не омрачаемого серьёзными внутренними конфликтами…

В чём тут секрет? Вот как его определяет всемирно известный учёный-экономист и политолог, бывший директор Международного института менеджмента в Женеве Богдан Гаврилишин (к сожалению, уже покойный) в знаменитой книге, изданной в Украине (цитирую по оригиналу), «Дороговкази у майбутнє. До ефективніших суспільств»: «Система управління (в Швейцарії – Ю.С.) сконструйована таким чином, щоб зберігати розмаїття культурних, мовних, регіональних, релігійних і політичних відмінностей… Попри культурно відцентрове тяжіння до сусідніх країн (Франція, Німеччина та Італія) існує міцна національна згуртованість – «єдність у різноманітності». Швейцарців об’єднує не надмірна взаємна повага, а прихильність до взаємоприйнятних політичних, економічних та соціальних інституцій».

Как же нам не хватает подобного здравомыслия и разумного прагматизма: не тянуть за уши друг друга в «братские объятия» шумними «фестивалями дружбы» либо  «днями (неделями, месяцами) культуры», а ежедневно, ежечасно возводить строение «взаимоприемлемых институций»!

А вот ещё один тамошний  факт для отечественных размышлений: «Більшість гарантує потреби меншостейЩоб підтримувати єдність, слабший має відчувати захищеність. Таким чином, хоча близько 70 відсотків швейцарців розмовляють німецькою і лише 20 – французькою мовами, при зустрічі людей з двох груп мовою їхнього  спілкування майже неодмінно буде французька».

БРАТ МОЙ – ВРАГ МОЙ

Не сложно догадаться, чему отдают преимущество разноплеменные альпийцы – национальной замкнутости или патриотическому единению… Не потому ли и живут на несколько порядков лучше нашего? При этом нисколечко не стремясь к «воссоединению с историческими родинами» на севере, западе и юге от своих границ… Неужто поучительный «забугорный» опыт – пустой звук для единокровных сородичей?

Очевидно, многим памятен  фильм «Брат мой – враг мой» о трагичном превращении  американской семьи в банку с готовыми сожрать друг друга пауками.  Увы, нечто подобное произошло и с российско-украинской «семьёй», оказавшейся после четвертьвекового  развода на грани полномасштабного столкновения. Не слишком ли высокая плата за взаимное неумение или нежелание договариваться?

Мне, пожилому, тёртому газетчику-пенсионеру, стыдно за младших коллег по обе стороны кордона. С азартом, достойным лучшего применения, они раздувают пожар ненависти и отвращения у народов, связанных исторически, культурно,  экономически, а зачастую и родственно. Ну, чем мы хуже, к примеру, самых антагонистических этносов на континенте – немцев и французов? Издревле те непрестанно враждовали, но после Второй мировой бойни опомнились, нашли мужество прервать губительную цепь противостояния, превратившись в становой хребет континентальной безопасности и сотрудничества. Хотя при этом и не клянутся друг другу в любви, продолжая на бытовом уровне с прохладцем поглядывать на бывших обидчиков…

«КОХАЙТЕСЯ, ЧОРНОБРИВІ…»

Верх взяли элементарный здравый смысл и инстинкт самосохранения. Почему же они не срабатывают у основы восточного славянства – русских и украинцев, имеющих куда менее драматичный опыт сосуществования? Неужто так сложно первым преодолеть великодержавный синдром «старшебратства», а вторым – въевшуюся в плоть и кровь русофобию? Как там у Шевченко: «Кохайтеся, чорнобриві, Та не з москалями, Бо москалі – чужі люди, Роблять лихо з вами…» Ежели наши общности не смогут преодолеть груз прежних обид и претензий, не сделают из них должных выводов, сцепившись в убийственных «объятиях», – неотвратимо окажутся цивилизационными аутсайдерами. Что, думается, вполне устроит лукавых и своекорыстных обитателей благоустроенного, сытого «европейского дома», без особых усилий обретших на ручном поводке обоих истерзанных драчунов.

Кому сказать: две великие нации вместо того, чтобы по-добрососедски улаживать проблемы, стали послушно солидаризоваться с их… разжигателями-политиканами! Как тут не вспомнить общих пращуров-антов, строго пресекавших межплеменные которы (распри):  инициаторы обид сводились в смертельном поединке. Без массовых побоищ и разрушений! Словом, чешутся язык и кулаки на такого-сякого инородца – меч тебе в руки: отстаивай своё право на злословие, унижение другого. Но знай: оказавшись побеждённым, НЕИЗБЕЖНО утратишь жизнь, будучи добитым обиженным противником либо наблюдающими за схваткой воинами…

Согласитесь: на ТАКИХ условиях даже у самого злостного недоброжелателя охладевает воинственный пыл – слишком высока цена возводимой хулы. Увы, в дальнейшем от мудрого обычая остался лишь жалкий «осколок» – выставлять перед противостоящими войсками сильнейших бойцов, что давало право победившей стороне первой нападать. Результат – нескончаемая вереница кровавых междоусобиц, вконец обессилившая древних русичей, с последовавшими губительными нашествиями хазар, половцев, монголов, татар… Похоже, урок пошёл не впрок: спираль нетерпимости раскручивается на следующем витке.

ЧЬЯ РУЧКА СЛАЩЕ?

С единственным отличием: вместо диких  ордынцев-степняков получим новых хозяев – западных «цивилизаторов», да-а-авненько зарящихся на украинские чернозёмы и российские леса. Эх, и заживём тогда по-европейски! А что? Отпадёт нужда подаваться на заработки за тридевять земель, убирая ночные горшки из-под тамошних бар, – они САМИ к нам пожалуют. Глядишь, позволят и к ручке приложиться – нам не впервой лобызать господские конечности: сегодня – родимых крутяков-олигархов, завтра – иноземных. Авось, те поболее отвалят за особые старания… И смех, и грех!

Воистину, когда Господь хочет наказать человека, отнимает у него разум. Нравится или нет – мы ОБРЕЧЕНЫ находить взаимоприемлемые этноцивилизационные развязки как внутри страны, так с соседями. Тем паче, что недальновидные временщики-«атаманы» приходят и уходят – народы остаются. Но как им дальше жить на общей, напрочь разрушенной «лестничной площадке», густо окроплённой взаимно пролитой кровью? Слышу: «Зрада національних інтересів!»

Ну, що ж, давайте розберемося. Факт: жодні «агенти Кремля» так не підірвали отчу державу, як… гучні суперпатріотичні гасла на кшталт «Крим буде українським або безлюдним!» чи «Донбас – за колючий дріт!», котрі значною мірою й викресали там сепаратистські настрої. Ними враз скористатися «старші брати». Хоча обидва ці дотаційні українські регіони їм геть не потрібні, тільки як привід для недопущення на власні південно-західні рубежі заклятих друзяк – американців з військовими базами. Чим дзеркально повторили піввікової давності жорстке, на межі ядерної війни реагування… самих  же штатівців під час Карибської кризи довкола розміщення радянських ракет на Кубі. На щастя, тоді було знайдено рятівний компроміс. А зараз? От би в чому висловити тверду волю своїй і «чужій» національно та головне – ГРОМАДЯНСЬКИ свідомій людності…

Смотрите также

Оставить сообщение