Юрий Скиба: Вера, дающая Надежду…

…И не какую-нибудь, а САМУЮ ДОЛГОЖДАННУЮ для родимой сторонки, крайне уставшей от самого длительного и, пожалуй, самого опасного  после Второй мировой военного конфликта в Европе – на юго-востоке Украины. Ох, и нелёгкую же ношу взвалили на себя организаторы Международного гражданского форума «Люди мира», который по решению Священного Синода УПЦ намечено провести в Святогорской Лавре 21 сентября! Кстати, в знаковую для столь важного события дату – Международный день мира.

КОГДА ЧЕРНОБЫЛЬ ПОКАЖЕТСЯ ДЕТСКОЙ ШАЛОСТЬЮ

Так хочется думать, что в ходе предстоящего – оч-ч-чень непростого! – обмена  мнениями общественности по обе стороны баррикад (точнее, настоящего фронта) будет найден путь к достижению третьей составляющей части христианских добродетелей – Любви. И здесь никак не обойтись без четвёртой, объединяющей их материнской ипостаси – Софии-Мудрости: ненависть да противоборство рождаются и умирают не в окопах, а в головах людских.

Трудно не согласиться с управляющим делами УПЦ митрополитом Бориспольским и Броварским  Антонием, объяснившим инициативу Церкви стремлением включить в переговорный процесс ВСЁ наше общество. Что не удивительно, поскольку сменяющиеся у руководства государством политики, партии и правители «успешно» доказали свою НЕСПОСОБНОСТЬ достойно развязать крымско-донбасский гордиев узел. Разрубить же его мечом, по примеру Александра Македонского и призыву «вечно вчерашних» национал-радикалов – САМОУБИЙСТВЕННО.

Факт: «война до победного конца» в условиях техногенной насыщенности и высокой плотности гражданского населения региона неизбежно завершится жуткой социально-эколого-экономической катастрофой. Небось, помните, как несколькими годами ранее даже небольшое повреждение на трубопроводе химкомбината чуть не отравило всю страну? Повсеместно прошли крайне вредоносные кислотные дожди. А ежели снаряд либо ракета разрушит основное производство подобного объекта, Чернобыль покажется детской шалостью…

ВОЗРОДИТЬСЯ ИЛИ ПРОГНУТЬСЯ?

Единственная разумная альтернатива вседержавному суициду – нахождение как с внутренними, так и внешними оппонентами взаимоприемлемых точек соприкосновения. Думается, одной из таковых может стать общепризнанная в «европейском доме»  стратегия ПОЛИКУЛЬТУРАЛИЗМА. Несмотря на все её издержки, особенно на фоне наплыва беженцев из «горячих точек» планеты, ставка на взаимотерпимость и сотрудничество разных народов, религий, обычаев, без принудительного прогибания их под себя, достойна внимания.

В частности, единокровных «просветителей», суетно тщащихся ударными темпами украинизировать многонациональных, разноговорящих, поликультурных соотечественников. Особенно – русскоязычных, дети которых уже с начала нынешнего учебного года переводятся на «державну мову» обучения. Тогда как иным «нацменьшинам» (полякам, венграм, румынам и пр.), носителям языков Евросоюза (какое тот имеет к нам отношение?), предоставлена трёхлетняя отсрочка. Надо же так гадко унизить едва ли не половину земляков, для которых речь «северо-восточных соседей» является родной, одновременно подобострастно расшаркавшись перед новыми «старшими брательниками»  на Западе! С НЕИЗБЕЖНЫМ ростом ответного сопротивления, сепаратизма, отделенчества. Мало, вишь, разнесчастной неньке  крымского и донбасского горького опыта! Трижды права народная мудрость: никакой внешний враг или внутренний предатель не принесёт своему роду столько бед, как нарванный, нетерпимый к чужой мысли, вере, словесности, иному мировосприятию ура-патриот, превращающий национальную идею в дубину против всех инородцев, иноверцев, инакомыслящих. Горько. Грустно. Стыдно.

ЕДИНСТВО – В РАЗНОСТИ!

Вы никогда не задумывались над ежедневно звучащим по радио и в телеэфире, казалось бы, безупречно патриотичным призывом: «Шануймо своє!»? В действительности же он глубоко порочен: своё нужно ЛЮБИТЬ, а вот чужое – УВАЖАТЬ. Тогда и преодолеем бездну нынешних межличностных, групповых, этнических недоразумений да проблем. Ведь ничто так дёшево не стоит и так дорого не обходится, как толерантность, доброжелательность, стремление понять и принять к сведению ценности, приоритеты друг друга, БЕЗУСЛОВНО считаясь с ними. Подобно Вольтеру: «Мне ненавистны ваши взгляды, – заявил тот в сердцах своему настырному критику, – но за то, чтобы вы могли их свободно высказать, я готов отдать свою жизнь». СВОЮ! А не, как повелось на отчих просторах, ЧУЖУЮ…

Посему предлагаю девизом Святогорского форума сделать поликультурный принцип «ЕДИНСТВО – В РАЗНОСТИ!», дабы сразу отсеять неготовых к разумным компромиссам оголтелых ксенофобов и агрессивных любителей поиграть в войнушку. Естественно, чужой кровью…

Вспоминается поучительная история, случившаяся во времена завоевания империи инков конкистадорами. Отряд испанцев, продвигавшийся вглубь страны в поисках «золотого города», был остановлен большим обломком скалы, перегородившим горную дорогу. Командир отряда приказал индейцам-носильщикам  сбросить преграду в пропасть. Однако все усилия сотни человек оказались тщетными. Тогда завоеватели хладнокровно расстреляли каждого второго аборигена, оставшиеся же нечеловеческим напряжением  выполнили, казалось бы, непосильную работу.

Ныне перед нами – именно такая «скала» исторического тупика, а в спину уже грозно дышит лавина гражданского раздрая с его безжалостными «мушкетами». Потому-то и усилия требуются воистину ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ! Какие именно?

НАВЕРХУ – ЖЛОБЫ, ВНИЗУ – РАБЫ

До сих пор продолжаются горячие дискуссии относительно того, что в первую голову следует преобразовывать – материальное или духовное начало? Что более важно – национально-культурное возрождение либо «кусок колбасы»? Верный ответ, считаю, следует искать в анализе причин унификации – духовной, социальной, политической, экономической – общества, в котором превалирует ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАКАЗ на человека-«винтика», послушного керманычам и нивелированного во всех отношениях. А таковым легко управлять и стравливать с другими «винтиками» в шкурных интересах власть имущих. Мол, разделяй и властвуй!

Вот и выходит, что возрождение национального самосознания следует начинать с кардинального реформирования первопричины духовной деградации – АНТИНАРОДНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: наверху – жлобы, внизу – рабы. Иными словами, социально-экономический ренессанс должен хотя бы на полшага опережать национально-культурный. В противном случае последний, не попадая на благоприятную для развития творческих потенций почву «общества цивилизованных кооператоров», рискует трансформироваться в кистень против соседа – русского, поляка, молдаванина, еврея, которые в условиях всеобщего оскудения (и материального, и морального) начинают ассоциироваться с образом хищного и прожорливого «оккупанта». Что сейчас и имеем выше крыши… 

ЧИ ОДУЖАЄ УКРАЇНСЬКИЙ «ПТАХ»?

Мені, представникові «титульної» нації, непереливки від цілеспрямованого протягування у повсякдення пріснопам’ятного гасла «Україна – для українців!» Адже суперсвідомі «культуртрегери» не розуміють: будь-яке приниження інородців корінним етносом найперше шкодить… саме йому! Бо, на відміну од «зайд», у нього просто нема резервного осередку для реалізації природного права на гідне життя, позбавлене громадянського протистояння і невідворотного суспільно-господарського хаосу…

Ми просто ПРИ-РЕ-ЧЕ-НІ бути на родинних теренах об’єктивними, неупередженими ГАРАНТАМИ загальновизнаних прав людини і спільноти, незалежно від її географічного, етнічного, свідомісного походження та стану. Звісно, гарантами не лише прав, а й відповідних обов’язків – дотримання всіма співмешканцями (як «новими», так і «старими») основ своєї державності, безумовної поваги до місцевих історичних, мовно-культурних та духовних традицій. Порушення ж рівноваги в цьому хиткому балансі інтересів, зазвичай, погано закінчується, навіть для найцивілізованіших країн. Наочне тому підтвердження – безпрецедентний бунт афроамериканців, до яких почали приєднуватися  громадяни «другого сорту» в інших регіонах вітрини світової демократії – США. «Чорний майдан» – закономірна розплата за своєкорисливо розкручувані по всьому світу «кольорові революції» зарозумілим Дядьком Семом. Чи ж варто на нього й далі рівнятися, ризикуючи геть зруйнувати наш спільний дім – Україну?

Погляньмо на її обриси – вони нагадують птаха в польоті: Придніпров’я – тулуб, історична колиска державності й економічної потуги; лівобережне крило – промислова «майстерня» й сільськогосподарська «комора» країни; крило правобережне – туристично-рекреаційна база й лісові «легені» всього загалу; Крим – хвостове оперення, багатюще не лише на здравниці та морські пляжі, а й на витоки духовності – саме там у Корсуні (Херсонесі) прийняв хрещення князь Володимир Великий, понісши звідти Христову віру на всю Русь.

Зараз наш «птах» вкрай ущербний: без значної частки донбаського «крила» та хвостового «стерна». Реанімувати ж його  життєву цілісність, відтак і достойну перспективу подальшого лету, можна ЛИШЕ на основі налагодження добросусідства й співробітництва між двома провідними «крилами» східного слов’янства – росіянами й українцями. Альтернатива чому – криваве бойовисько на взаємознищення! Під задоволені вишкірювання-нацьковування західного панства, котре, не проливши краплі власної крові, реалізує блакитну мрію всіх своїх загребущих попередників – від тевтонів до нацистів, що ласо поглядали на природні багатства східних сусідів, нарешті отримавши споконвіку жадані українські чорноземи та російські ліси й багатющі надра. До того ж, без «зайвого» тубільного населення, що саме себе й знищить, звільнивши життєвий простір для «цивілізаторів»  з перенаселеної Західної Європи та Заокеанщини. Як уникнути ТАКОГО ганебного сценарію? Про те поміркуємо наступного разу.

Смотрите также

Оставить сообщение