Заповеди блаженства. Блаженны изгнанные за правду. Толкование митр. Антония (Паканича)

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Под правдой в этой заповеди понимается христианская вера и жизнь по заповедям Христовым. Господь называет блаженными тех, кто претерпевает гонения за веру и благочестие, за добрые дела, за постоянство и непоколебимость в вере.

В одном из своих произведений святитель Иоанн Златоуст замечает: подобно тому, как растение быстрее растет в том случае, если его поливают, точно так же и вера человека быстрее укрепляется тогда, когда подвергается гонениям. Христиане не должны удивляться тому, что за исповедание веры они, возможно, будут подвергаться гонениям: Сам Христос однажды сказал Своим последователям: «Если Меня гнали, то и вас будут гнать» (Ин. 15; 20). При чем гонения на христиан в истории никогда не прекращались – и здесь речь идет не только о гонениях «огнем и мечом». Очень часто христианство воспринимается современниками как нечто устаревшее, немодное, признак отсталости и деградации – и это также своего рода гонения: гонения духовные, интеллектуальные, психологические. Гонения «правды ради» – это претерпевание упреков и насмешек просто даже за жизнь по заповедям Божиим, за благочестие, за добрые дела, за постоянство и непоколебимость в вере.

Но, в то же время, каждый последователь Христа должен помнить, что он «соль земли» (Мф. 5:13), а главное свойство соли заключается в том, что она должна войти «в конфликт» с контактирующим веществом, ведь только в таком случае ее функции будут действенными. И поэтому каждый из нас призван препятствовать духовному гниению и разложению того социума, в котором он живет. Чтобы свидетельствовать о Христе и истине, нужно плыть против течения, что неизбежно обрекает человека на столкновения с системой. Но для христианина подобные столкновения – это и есть блаженство, высшее счастье, подтверждение того, что он на правильном пути, который, по словам Спасителя, «узок и тернист» (см. Мф. 7:14), а потому – и не всем под силу.

Святитель Григорий Нисский, рассуждая о значении этой заповеди, говорит: «Представьте себе, что Господь, Который есть Правда и Святость, Нетление и Благость скажет тебе, что блажен всякий удаляемый от всего, противоположного Ему: от тления, тьмы, греха, неправды, корысти и от чего бы то ни было, что на деле и по смыслу несогласно с добродетелью… Итак, не скорбите, братия, изгоняемые от земного: переселяемый отсюда водворяется в Царских небесных чертогах». То есть для христиан быть изгнанными из мира лжи и неправды – это счастье, ведь иначе пришлось бы жить по законам мира сего, а значит обрести в результате скорби, болезни и тление. Но если мы устоим в вере и не смалодушествуем, то окончательный и бесповоротный разрыв с земным царством и его призрачными соблазнами откроет нам путь в Царство Небесное и блаженную вечность с Богом. 

 

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение