Сергей Худиев: Про держание ума во аде и другие фразы подвижников. Я думаю, что эти слова…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Про держание ума во аде и другие фразы подвижников.

Я думаю, что эти слова отражают глубокий и подлинный духовный опыт – который превосходит мое понимание. Чтобы понять чужой духовный опыт надо его отчасти разделять. Я не знаю точно, о чем говорят подвижники — но мне кажется разумным предположить следующее.

Вероятнее всего, о том, что человек, посвятивший свою жизнь Богу, пошедший на суровые жертвы, отказавшийся от возможности семейной жизни и мирского комфорта, сталкивается с соблазном гордыни — особенно, если он окружен учениками, которые смотрят на него с глубоким почтением. И что люди, наиболее очевидно близкие к святости, могут проваливаться самым жалким и соблазнительным образом. И что там же, где исключительная суровость подвигов и вершины духа, там рядышком и такие скандальные грехи, до которых миряне и нескоро догадаются.

И поэтому именно подвижник должен постоянно напоминать себе о своем крайнем недостоинстве, «опасно ходить» и всячески гнать мысль о том, какой он благочестивец и молодец, крутой аскет ваще, не то что миряне, которые утешаются женами юности своей и ходят по ресторанам. В таком контексте все эти «держи ум во аде», «куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня», «все спасутся а я погибну» становятся понятны. У них есть конкретный контекст и конкретная цель.

Когда эти монашеские наставления возвещает один мирянин другому с той целью, чтобы отвергнуть веру что мы получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, это пример утраты контекста.

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

5 комментариев

  1. Последний абзац, к несчастью, лишен логики.

  2. Меня суровость веры наоборот привлекает.

    Именно мягкотелость и приводит к вырождению, слабости.

    Вот англикане во всем уступились, и храмы их пусты. А мусульман и катакомбников, униатов как бы ни давили, всё равно целы.

  3. С этим я вполне согласен. А для того, чтобы отвергнуть лютеранскую сотериологию, вполне достаточно приводить догматические сочинения восточных отцов и Послание патриархов о восточной вере 1723 года.

  4. Контекст высказываний подвижников ничуть не в меньшей степени применим и к мирянам, ибо каждый несёт свой крест по мере своих сил и немощей. Ум во аде держать не зазорно не только анахоретам и исихастам.

  5. Про «держание ума во аде» св. Софроний (Сахаров), рассказывавший об этом опыте св. Силуана, специально и очень серьезно предупреждал слушателей: не вздумайте воспринимать это как руководство к действию! «Не пытайтесь повторить дома»! Для тех, кто не прошел тот же путь, это бессмысленно и просто опасно!
    Но нет, у нас это превратилось в совет, которые все подряд дают всем кому ни попадя. 🙁

Оставить сообщение