Юрий Скиба: Заживём по-американски?

Встречая Первомайский праздник международной солидарности трудящихся, заложенный в 1886 году  выступлением чикагских рабочих за свои права, невольно тянет узнать, как ныне за океаном  и с «солидарностью», и с «правами».

ЕДИНСТВО РАЗНОСТЕЙ

Побывав  несколько лет тому в Карпатах, соблазнился приглашением  тамошних коллег-газетчиков «заглянуть» на проходившую региональную конференцию социологов с участием сотрудников Института Крибла (США). Дискутировавшиеся вопросы, честно говоря, не вызвали особого интереса: куда нам до американских проблем и предлагаемых «со стороны» рецептов  преодоления наших в отрыве от украинских реалий? Но вот в грозном свете полыхнувшего крымско-донбасского «костра» тогдашние записки неожиданно обрели поучительный смысл.

До чего же мы, братья по родству и какой ни на есть, но совместной истории, докатились: даже накануне величайшего всечеловеческого торжества жизни над смертью – благостного Христового Воскресения не можем договориться о прекращении огня на юго-востоке своей бедолашной неньки, тем самым продолжая кощунственно попирать священную Божью заповедь – не убий! А так хочется верить, что по обе стороны фронта – самого длительного, кровопролитного и опасного на континенте после Второй мировой войны – будет услышано берущее за душу пастырское Обращение Предстоятеля канонической Украиской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия ко всем, кто имеет влияние на вооружённое противостояние: «Ради Христа, прекратите стрелять, хотя бы в Пасхальные дни!» А также освободите всех пленных, дабы «они смогли этот большой светлый день встретить в  своих семьях».

…Слушая заокеанских гостей, не переставал удивляться парадоксальным секретам динамизма и стабильности их общества. Посудите сами. При широченных полномочиях регионов – штатов, округов и низовых властных структур – американцам удаётся не только избегать сепаратизма, но и поддерживать на общегосударственном уровне высокий дух унитарности. Именно дух! Ведь по формальным признакам эта страна должна бы напоминать весьма аморфную децентрализованную «сходку» отдельных самоуправляемых территорий, вроде конфедеративной Швейцарии. Кстати, столь же общественно стабильной в течение нескольких веков. Что же удерживает тамошние «крымы» и «донбассы» от искушения  податься на собственные хлеба?

РАВНОВЕСИЕ «КНУТА»  И «ПРЯНИКА»

Конечно, даёт знать высокий уровень жизни в Соединённых Штатах: мол, от добра добра не ищут. Однако в соседней, тоже богатой и сытой, Канаде франкоязычная провинция  Квебек постоянно угрожает «помахать ручкой» остальным землякам.  Выходит, крепость общества – не только в количестве материальных ценностей на душу населения, но и в уровне  продуктивной взаимосвязанности  сограждан. Так вот, у «самоуправных» индивидуалистов-американцев он, вопреки формальной разъединённости державных институций, оказался очень высоким. Разгадка феномена – в способе исторического создания страны («снизу» – «вверх»): отдельные штаты ДОБРОВОЛЬНО объединялись  для  решения общих задач. Соответственно формировались и федеральные органы власти путём делегирования им СТРОГО ДОЗИРОВАННЫХ полномочий, не ущемляющих местного патриотизма и региональных интересов.

Посему и «разбегаться» нет резона: прожитое вместе время убедительно доказало выгодность крепкого союза. И всё же, наученные горьким опытом своей Гражданской войны (Север – Юг), тамошние керманычи перестраховались, запретив принятие отдельными штатами решения о выходе из состава единого государства. Тем самым, не в пример нам, позаботились о РАВНОВЕСИИ «кнута» и «пряника» в обеспечении внутренней безопасности. Согласитесь, есть чему поучиться отчим любителям принуждать, а не убеждать инакомыслящих, полиязычных, многокультурных, идеологически разновекторных и веровально отличных сограждан…

Как и строгому соблюдению БАЛАНСА трёх властных ветвей – законодательной,  исполнительской и судовой. Постоянно соперничая, они всё же не могут существовать одна без другой, а тем паче – единолично узурпировать управление страной, что делает невозможным установление малейшей диктатуры. Не случайно «дядюшка Сэм» за два с половиной века  существования избежал превращения не то что в Гитлера или Сталина, а даже в наших «самостійно-незалежно-демократичних» гарантов всего и вся… Эх, и нам бы так!  Может, братья-соотчичи, подвигнем родимых своекорыстно лукавых «народных слуг» узаконить столь же надёжные властные противовесы-взаимозависимости? Пока окончательно не развалились.

…Невольно вспоминается встреча в дальневосточной тайге с тисовой рощей – вымирающей породой деревьев-эндемиков. По неустановленным причинам, едва вырастя, они начинают загнивать из сердцевины и, поддерживаясь лишь корой да лубом, превращаются в подобие пустых бочек – безжизненных памятников самим себе. Не представляете, сколь жутко находиться посреди внешне мощных, в два обхвата растений-покойников, в которых едва теплится искорка жизни! Гнетущее впечатление усиливает кроваво-красный цвет выставленного напоказ нутра, будто останки развороченного снарядом человеческого тела… Нечто подобное произошло и с родимым всенародным «тисом», уподобившимся грустно привычной «палёнке» пригородных зелёных насаждений. Не пора ли, следуя мудрому наставлению Спасителя, надлежащим образом распорядиться собственным державоносным «деревом», не приносящим плодов? С одновременным высаживанием плодоносной управленческой поросли, которая бы ИЗНАЧАЛЬНО упреждала губительные внутренние и внешние конфликты, давая мощный толчок духовному, социально-экономическому прогрессу и процветанию многострадальной Украины.

Смотрите также

Оставить сообщение